Облом 2, или Метастазы внутренней политики Донского края

Автор: Максим ФЕДОРЕНКО

Череда последних событий, связанных в той или иной степени с проблемами межнациональных отношений, о которых писали ростовские журналисты, поставила со всей остротой вопрос о наличии какой-либо областной политики в этой сфере и о служебном соответствии заместителя губернатора Виктора Георгиевича Гончарова. Этот вопрос должен быть решён в интересах государства.

Речь не идёт о том, чтобы спекулировать на крови и смертях погибших студентов Ростова-на-Дону, селян и казаков востока области, предъявляя заместителю губернатора трагические события в качестве обвинительного приговора, как будто он сам лично инициировал конфликт. Речь идёт о бездействии и пассивности госслужащего, в связи с чем в наши палестины возвращается беда, которую Бог миловал все 90-е и нулевые. Речь идёт о ригидности областной власти, замалчивающей угрожающие тенденции. Наконец, согласно Указам губернатора области №№7, 92 и 34 именно на Виктора Георгиевича возложены обязанности обеспечения межнациональных отношений.

Никто не требует, чтобы Виктор Гончаров разбирался во всех традициях, обычаях и языках народов и культур, проживающих на Дону, так же хорошо, как в сортах винограда и букетах вина. Достаточно того, чтобы хотя бы обозначить присутствие власти, удержать инициативу, нейтрализовать негативные последствия и обеспечить правовые рамки расследования преступлений и происшествий, возникших на почве межнационального конфликта. Раз за разом обращаясь к «чубовской» кадровой обойме и подбирая старые, «проверенные» кадры на ключевые посты вверенных министерств, Виктор Гончаров не смог создать систему, при которой бы эти кадры работали хотя бы на прежнем уровне.

Ответственный не только за межнациональные отношения, но и, например, за инновации в органах областной власти, за кадры и местное самоуправление, за взаимодействие с политическими партиями и за информационную политику, Гончаров умудряется не делать ничего ни в одном из обозначенных направлений. Есть такая метафора: оглушающая тишина. На круглом столе, прошедшем в редакции газеты «Южный Федеральный» 2 апреля 2013 года, посвящённом межнациональным проблемам и оценке вероятности Русского марша, отсутствие областной власти, её заявлений, позиции, оценок, хотя бы комментариев, хотя бы, как сейчас стало модно, в Twittere, буквально «звенело» такой вот оглушительной, пустой тишиной.

На обвинения в бездействии, в отсутствии точных и эффективных шагов, чиновники «голубевского призыва» обычно кивают на доставшееся наследство с наболевшими болячками в системе управления, на «экономику», находящуюся в кризисе, на бытовой характер большинства преступлений, причисляемых к «межэтническим конфликтам». Эти резоны с каждым днём приобретают вид отговорок: если проблемы в преодолении наследственных болячек, то можно смело поведать о них общественности, если трудно выработать системность работы, то добросовестные чиновники хотя бы работают « в пожарном режиме», реагируя на текущие события. В случае заместителя губернатора мы не видим ни «тушения пожаров», ни каких-либо разъяснений насчёт того, что хотим сделать, и что нам мешает. Кажется, что Гончаров находится в ступоре, подчинённые ему ведомства затаились.

Попробуем «стать Джоном Малковичем», как в одноимённом фильме, краешком глаза рассмотреть проблему межнациональных отношений. На наш взгляд это делать необходимо, так как иначе, в условиях самоустранения областной власти, на местах будет твориться самосуд, очаги межнациональных конфликтов будут разгораться, потеря контроля даст импульс переделу собственности, рейдерству, бытовым ссорам и разгулу уличной преступности, область начнёт лихорадить по всем направлениям , как это уже происходит на Ставрополье.

Старые кадры – новые проблемы

Что ж, кивками на «чубовское наследие» нынешний состав гончаровских подразделений отделаться уже не может. В областную власть вернулись проверенные кадры, профессионалы. Можно по-разному оценивать этот ренессанс чубовского хедхантинга, сильно дезориентирующего областные элиты, но никто не сможет попенять старым кадрам непрофессионализм. Знают людей, знают регион. Но в этом своем качестве «новых старых» они какие-то совсем безынициативные, что ли. Даже оперативным реагированием на проблемы и конфликты не утруждают себя. Не предъявлены ни старые технологии, ни новые управленческие разработки.

Внутренняя политика в области полностью равнодушна к существующим политическим и экономическим институтам, к структурам гражданского общества. Похоже, что Гончаров, оказавшись неспособным выстроить диалог с партиями и движениями в области, отчаявшись заменить на «проверенных кадров» руководителей ассоциаций предпринимателей и национальных обществ, попросту махнул на всё это рукой. Оказались забытыми такие старые форматы, как межотраслевые совещания, регулярные встречи и круглые столы с представителями общественности. Встреча Гончарова с журналистами стала пыткой для обоих сторон. Внутренняя политика окуклилась, стала буквально сугубо «внутренним делом», выведя за скобки такой момент, как курирование информационной политикой, мониторинг и так далее. Импульсы для Законодательного Собрания области в отношении парламентской дипломатии стали похожи на пульс умирающего. Об отчёте замгубернатора перед депутатами, каких-то итогах работы («сто дней», год, два года) вообще никто не заикается.

Между прочим, на деньги налогоплательщиков происходит «определение территориальных и организационных основ местного самоуправления» (цитата из Указа губернатора от 07.03.2013), при том, что проблемы того же самого местного самоуправления продолжают нарастать. Районы живут «сами по себе», политически активные граждане тоже уже не ждут от Виктора Георгиевича никаких инициатив. На сегодняшний день почти все районы области имеют задолженности перед областным бюджетом, денег хронически не хватает и не будет хватать (дефицит областного бюджета по официальным данным в 2012 году составил  7 938 168,3 тыс. рублей, прогнозируемый дефицит областного бюджета на 2013 год в сумме 8 046 007,4 тыс. рублей и на 2014 год в сумме 8 844 743,3 тыс. рублей). Непрозрачная бюджетная политика, навязывание лояльных к власти, но неквалифицированных управленческих кадров и отсутствие эффективного взаимодействия властей регионального и муниципального уровней сказывается на качестве местной власти и предоставляемых ею государственных и муниципальных услуг в районах. Население отстранено от принятия решений, рост нерешённых проблем достиг критического состояния, кризис экономики и управления вызывает протестные настроения на местах.

Ростовская область занимает самые низкие оценки в стране по открытости власти. Из-за политического монополизма и показушных результатов население всё меньше верит власти в способности решать проблемы. Вспышки Африканской чумы свиней, межнациональные конфликты в Ремонтненском и Дубовском районах области – все эти очаги напряжения решаются на местах без участия властей или с недоверием к ним. При вспышках эпидемии чумы люди прячут свиней, самовольно везут животных на убой, в национальных конфликтах предпочитают разбираться сами, силами местных казаков.

В столице области и округа быстро подхватили эти настроения – и почти ежедневно потеря государством права карать и миловать оборачивается самосудом. «ручное управление» в области оказалось не столь эффективным: на местах продавливались кандидатуры глав городов и районов, чей профессионализм оставлял желать лучшего. И главное – такой фактор внутренней политики, как доверие к кадровым решениям («и продавить-то» кандидатов можно было «правильно», предъявляя жителям преимущества кандидатуры) полностью испарился из кабинетов на Социалистической 112.

Экономика: от развития к регрессии

Важнейшим фактором, влияющим на межнациональный мир, является экономика – её рост, структура, перспективы. Возможности проявить предпринимательскую инициативу «перевешивают» межклановые и национальные форматы конкуренции. И наоборот, «сворачивание» экономической активности, недоверие к институтам (из-за бодряческой риторики власти и лоялизма как главного критерия кадровой политики), приводит к усилению роли семейных и клановых связей – архаизации и экономическому национализму в хозяйственной деятельности.

Переведя важнейшие экономические решения в сферу кулуарного междусобойчика, областная власть вытолкала на растерзание министра экономики Бартеньева, который в новых условиях вряд ли что-то смог сделать, кроме бодрых рапортов о привлечении инвестиций. Команда губернатора пошла проторенным путём: нещадная эксплуатация доставшейся инфраструктуры и потребителей, распределение между ближайшим окружением «объектов кормления» (те же инфраструктурные подразделения – энергосети, водоканал и т.д.), наведение пиарного блеска на федеральные проекты (Южный хаб, Ростовское метро, ЧМ по футболу -2018) как-то слегка реабилитировали областную элиту после позора «игровой зоны». При этом экономика области ещё не отправилась от кризиса (худший результат среди субъектов ЮФО: убытки в разрезе убыточных предприятий в 2010 году составили 17 266,2 млн. руб) и по-прежнему в области самая низкая восстановительная динамика.

Конечно, целенаправленная поддержка пострадавших от кризиса секторов экономики (строительство, машиностроение), нейтрализация последствий от вступления в ВТО донского сельского хозяйства, препятствование «утечки мозгов» в Москву и за рубеж и изменение структуры экономики – всё это мы не сможем увидеть в голове нашего Джона, сиречь Виктора, не его это. Однако, надо отдавать отчёт в социальных последствиях этих условий, и, главное, уметь разъяснить экономические решения общественности – это его прямая обязанность.

Потому как на обывательском уровне все эти системные проблемы выглядят просто как элементарный бардак и беспредел. И житель области реагирует «симметрично». В Ростовской области процент неплатежей населения за услуги в сфере ЖКХ колеблется в пределах 5–7%. Но в ряде городов региона неплатежи составляют около 35%. Управляющие компании завышают тарифы или присваивают денежные средства, 69% хищений совершается с помощью фальсификации авансовых отчетов и другой бухгалтерской документации. Также расхищаются средства, выделяемые в рамках областной программы капитального ремонта многоквартирных домов.

Всего с начала года в сфере ЖКХ по преступлениям возбуждено около 100 уголовных дел, из них по управляющим компаниям – 36. Всего в области зарегистрированы 393 управляющие компании. Из них 230 имеют просроченную задолженность. В отношении 71 управляющей компании проводятся проверки. Общая задолженность за коммунальные ресурсы на Дону превысила 1 млрд. руб
Сфера ЖКХ и инфраструктура области, ставшая предметом особого внимания губернатора, каким-то необъяснимым образом (и кто должен это объяснить?) стала сферой постоянного, непрекращающегося криминального передела.

Повторимся, что «перевод стрелок» на экономические условия как благодатную почву для конфликтов, обоснован частично. Во времена «раннего Чуба» вице-губернатор по экономике (В.В, Емельянов) курировал и национальные отношения, и даже возрождение казачества. Сейчас, когда кадровик, «областной Сурков» Гончаров по старинке практически освобождён от экономики (спасибо аппаратному виртуозу С.Г. Кузнецову, выгрызавшему в структуре управления регионом позицию «чистого» зам.губернатора по внутренней политике), правила игры для предпринимателей и общественных организаций разрабатывать и объяснять некому.

Национализм всегда подпитывался социальными протестами и беспредельным хищничеством. Но как раз и существуют институты, судебные инстанции и информационные ресурсы области и федерального округа, чтобы остановить турбулентность «рынка насилия». Без пресловутой внутренней политики возможна ситуация, что вслед за республиками Северного Кавказа Ростовская область может быть ввергнута в «торговлю безопасностью».

Рынок насилия практически созрел: раздражённое население, на чьи карманы практически переложена вся экономика области, передел собственности, архаизация экономических отношений, беспомощность гражданского и арбитражного судопроизводства. К этому добавляется чехарда в правоохранительных органах области. Про то, что когда –то «силовики» собирались вместе (совещания у губернатора готовил вездесущий Сергей Кузнецов) и вырабатывали общие позиции, уже не может быть и речи: о взаимодействии Виктора Гончарова и «силовиков» можно говорить только хорошее, или вообще молчать.

Выборы в Донской парламент и индивидуальные национальные траектории

Трудно себе представить картину, когда Виктор Георгиевич обратится за помощью к ростовским учёным, экспертам и специалистам в разработке основ областной национальной политики. Однако, от выборов он «отвертеться» не сможет. И тогда, «на живую нитку» придётся вице-губернатору сшивать полотно внутренней политики из попавших под руку лоскутков. А что ему попадётся под руку?

Разочарованная элита, уставшая от маятниковых движений в кадровой политике, то изгоняющих специалистов, то вновь их призывающих занять те же самые места, что и ранее.
«Единая Россия», хромающая и с ужасом ожидающая праймериз на выборы в ЗСРО-2013 (вспомним, что даже на выборах в Госдуму-2011 декорации праймериза были сильно попорчены).
Злая оппозиция в лице парламентских партий, от которых будет трудно отмахнуться.
Уставшие «делать процент» председатели территориальных и участковых избиркомов и глав районов. Орды новых партий, намеренных грызть тяжеловесов и способных создать нервный фон на областном уровне.
Дезориентированные правоохранительные органы, предлагающие каждому сотруднику на свой страх и риск заботиться о своём будущем.
Предприниматели и руководители предприятий, судьба бизнеса которых решается не в результате конкуренции, а в кулуарах.
Журналисты, не имеющие никогда полной картины происходящего и сами власти, не желающие эту картину прояснять.
Наконец, странное будущее самого Донского парламента, чей статус настолько расплывчат, что, впервые для постсоветского существования Донского края, законодательная власть никому ничего не сможет гарантировать: ни влияния, ни уважения.

Звание депутата настолько оторвано от реальных заслуг человека, парламентская деятельность стала настолько малозначимой и неинтересной, что амбициозный человек, задумавшийся о своей самореализации и будущем для своих детей, пытается «пошатать» узкие коридоры, вырваться за флажки, простроить свои траектории движения. Победа на выборах не предполагает доступа к ресурсам, распределение благ идёт параллельно существующим институтам и легальным распределительным системам.

Точно названные обозревателем «Ведомостей» Денисом Соколовым «токсичные инвестиции» (см. номер от 1 апреля 2013 года), львиную долю которых составляют бюджетные деньги, вызывают конкуренцию межэтнических, религиозных и национальных организаций, следствием которой являются такие вспышки насилия и межнациональных конфликтов, которые происходят всё чаще на донской земле. И Виктор Георгиевич Гончаров, чьими непосредственными вопросами являются выборы и межнациональные отношения, медленно и неуклонно переводят реальную политику в «параллельный мир» архаичной этнической конкуренции, в режим ветхозаветного правила «око за око».

Принцип талиона своей первобытной энергетикой обрушивает все цивилизационные достижения, и сам заместитель губернатора по внутренней политике, обставляя последнюю как предельно закрытую и невнятную деятельность, может стать одной из жертв первобытного права. Игры престолов неизбежно приводят к пиру стервятников, учит нас эпическое фэнтези Джорджа Мартина. Потому, чтобы не дожидаться того, когда кое-как выстроенная управленческая система вспыхнет от драконьего дыхания, нужно уже сейчас искать замену главному областному кадровику. И не надо уверять, что это не является «внутренней политикой области».

Если вам понравилась эта публикация,
поделитесь ею или обсудите её в социальных сетях:

Подпишитесь, пожалуйста, на наш канала в Яндекс Дзен и получайте подборку наших лучших эксклюзивных публикаций


Загрузка...