Предлагаем вам узнать, почему оппоненты обвиняли Бориса Ярушевича в тщеславии и честолюбии

Митрополит Николай ( в миру Борис Ярушевич) в различные периоды своей жизни удостоился многих характеристик. Он был неудавшимся математиком, претендентом на пост Московского патриарха, первым председателем воссозданного Отдела внешних церковных сношений Священного синода, а так же духовником самого Иосифа Сталина.

Будущее было предопределено

Борис Ярушевич родился в семье дочери причетника и потомственного священника 31 декабря 1891 года. Казалось, что жизненный путь Бориса уже был определен с самого рождения, но к Богу он пришел не сразу. Борис окончил с золотой медалью в 1909 году Введенскую гимназию. После этого он поступил на физико-математический факультет университета в Санкт-Петербурге. Там он проучился только год и после этого окончательно осознал, чему на самом деле мечтает посвятить свою жизнь.

После первого курса Борис перевелся в духовную академию в Санкт-Петербурге. В 1914 году он окончил академию и был пострижен в монашество. Карьеру Ярушевича можно назвать головокружительной, даже по церковным меркам. Ему потребовалось 25 лет на то, чтобы стать митрополитом, а после даже претендовать на патриарший престол. Это совсем мало времени, если учитывать те периоды его жизни, которые он провел в ссылках и под следствием.

Начало пути священника

Его путь священнослужителя начался с войны. Борис Ярушевич отправился на фронт Первой мировой войны в ноябре 1914 года. Там он стал священником лейб-гвардии Финляндского полка. На войне он был не долго и в 1915 году он прибыл домой, по состоянию здоровья.

В церкви святителя Николая при Николаевской больнице в декабре 1916 года Якушевич начал «гражданскую службу». Спустя два года он стал исполнять обязанности настоятеля Петропавловского собора в Петергофе. Еще спустя год Ярушевич стал исполнять обязанности настоятеля Александро-Невской лавры. Постепенно, он добился успеха и в 1922 году, не в самое благоприятное для церкви время, Ярушевича возвели в  сан епископа Петергофского, викария Петроградской епархии.

Как развивалась служба Якушевича

Для Ярушевича Петергоф стал знакомым местом. В феврале 1923 года его арестовали и на три года сослали на Север за активную деятельность во главе «Петроградской автокефалии». Ярушевич активно поддерживал патриаршего местоблюстителя – митрополита Сергия (Страгородского). Борис получил от него назначение и  с сентября 1927 по февраль 1928 года управлял Ленинградской епархией.

В 1935 году он был возведен в сан архиепископа и назначен служить в Петергоф с правами епархиального архиерея. Спустя некоторое время, по поручению митрополита Алексия(Симанского) Ярушевич остался по титулу архиепископом Петергофским, но получил в свое управление Псковскую и новгородскую епархии. Они подчинялись Ярушевичу до 1940 года.

В 1941 году ему довели украинский экзархат. Ярушевича возвели в сан Галицкого и Киевского митрополита. В 1944 году он стал митрополитом Коломенским и Крутицким, а еще через пару лет в 1946 году возглавил воссозданный Отдел внешних церковных сношений Московского патриархата. Он пробыл на этих должностях почти до самого конца своей карьеры. Интересно, что у Якушевича были весьма неплохие шансы для того, чтобы продвигаться и дальше.

Ссылка и следствие

Без хороших отношений с властями в советское время, карьерный рост был невозможен даже в церкви. Так что еще в те годы, когда Ярушевич был главой «Петроградской автокефалии» перед ним стоял вопрос о том, кого лучше поддержать: сторонников монархии или большевиков. В самом начале 1920-х годов он еще не сделал выбор. «Петроградская автокефалия» придерживалась нейтральной позиции. В те годы неопределенность обошлась Ярушевичу тремя годами ссылки.

Когда он находился под следствием, то написал письмо, в котором безоговорочно признал обновленцев. К концу 1920-х годов священнослужитель стал активно поддерживать линию на «легализацию» церкви советскими властями.. К тому времени обновленцы попали в опалу и Ярушевич стал бороться против них.

Время Великой Отечественной войны

В 1940-е годы на фронте Великой Отечественной войны намечалось явное потепление между церковью и советской властью. Тогда Ярушевич стал выступать в качестве заступника Советской власти. В 1942 году он выпустил книгу под названием «Правда о религии в России». В ней митрополит отрицал факты гонений на церковь со стороны большевиков. В этом же году его назначили членом Чрезвычайной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, по приказу президиума Верховного Совета СССР. Находясь в этом статусе, Якушевич поставил свою подпись под советской версией событий в Катыни.

Сталин и Якушевич

Якушевич был одним из трех митрополитов, с которыми встречался Иосиф Сталин. После этой встречи Сталин принял решение об избрании патриарха и восстановлении церковных учебных заведений в СССР. Не исключено, что именно в этот момент и установилась тесная духовная связь между священнослужителем и вождем СССР. Некоторые считают, что Сталин, якобы, даже исповедовался митрополиту Николаю. Со слов внука Сталина Александра Бурдонского, эта связь Сталина и Якушевича не помешала новому советскому руководству, после смерти вождя СССР, оказать на митрополита давление.

Ухудшение отношений с властью

В это время и начали ухудшаться отношения между Властью и Якушевичем, прежде всего, с Никитой Хрущевым. С новой реальностью архиерей не захотел мириться – активной антицерковной политикой власти. Он часто выступал с резкими и критическими заявлениями. В докладе председателя Совета по делам РПЦ Георгия Карпова генсеку говорилось, что митрополит Николай, говоря формально, «ведет дела по разжиганию религиозной деятельности».

В КГД в 1960 году разработали план по устранению с руководящих постов Ярушевича. Предложения органов поддержал патриарх Алексий, который на тот момент согласился с «неискренностью и двойственностью» митрополита и даже говорил про жалобы на него со стороны духовенства.

Последние годы жизни

За несколько месяцев Ярушевича освободили от должности председателя Отдела внешних церковных отношений, потом от руководства  «Журналом Московской патриархии». В 1960 году его освободили от поста митрополита Коломенского и Крутицкого.

В последние годы жизни Ярушевичу было запрещено служить. Умер он 13 декабря 1961 года. В начале ноября его госпитализировали с приступом стенокардии в Боткинскую больницу. Со слов близких, он шел на поправку. Но к серьезному ухудшению состояния и после смерти привел укол неизвестным препаратом, который медсестра сделала то ли по ошибки, то ли намеренно.