На него произвели огромное впечатление богатые художественные собрания в подмосковной Немецкой слободе. Принадлежали они новым друзьям царя Францу Лефорту и Андрею Виниусу. Но настоящая страсть к коллекционированию охватила Петра Алексеевича во время поездки в Западную Европу в 1696-1697 гг.

Именно там он приобрел первые экземпляры для своей коллекции – птиц, рыб, насекомых, анатомические препараты. Все они были отправлены в Москву под присмотр лейб-медика Арешкина.

В Европе император познакомился с известным анатомом Фредериком Рюйшем, который научил его хранению экспонатов. А натуралист А.Левенгук продал Петру Алексеевичу несколько микроскопов.

Согласно записям тех лет, не жалевший денег на покупки царь, приобрел у торгового человека Варфоломея Форгагена крокодила и рыбу свертфиш за 300 ефимков. А у Бартля фон Гагема – сосуды из фарфора и морские раковины за 165 ефимков.

Рисунок Петра I

Лондонские музеи также произвели на Петра I неизгладимое впечатление. Экскурсия на Монетный двор подвигла его на интерес к нумизматике. Царь сам приобретал предметы старины, и требовал того же от своих спутников по Великому посольству.

Увлечение императором морским делом отразилось на покупках картин. Он покупал предметы искусства с изображением морских пейзажей, кораблей. Петр I собирал в Европе огромную коллекцию книг по географии, медицине, математике, анатомии, военному делу, и отправлял ее в Москву.

Постепенно в Царской аптеке просто стало не хватать места для размещения таких изданий. Датской посол Ю.Юль в своих воспоминаниях отмечал, что эта библиотека – самая лучшая в мире.

В 1714 году Императорский кабинет (так называли коллекцию) был перевезен в Санкт-Петербург. Сначала экспонаты разместили в Летнем дворце, а затем перевезли в Кикины палаты. Там уже ими могли любоваться посетители.

Царь продолжал привозить из Европы все новые экспонаты. Например, коллекцию из 75 резных камней. Фигурки из яшмы, оникса, агата, сердолика были изготовлены лучшими немецкими мастерами.

Коллекция Петр I пополнилась фарфоровыми статуэтками и безделушками, которые производил известный в Европе Мейсенский завод. Появились там и фарфоровые изделия китайских мастеров.

Император еще в детстве увлекался оружием, в итоге его собрание стало насчитывать 526 образцов охотничьего, строевого огнестрельного, холодного оружия. 312 предметов из него – это ручное огнестрельное оружие западноевропейского и восточного производства. В частности, фитильные, колесцовые, кремневые ружья и пистолеты.

В 1715 году уральский промышленник Акинфий Демидов подарил супруге Петр I – Екатерине – 20 золотых предметов. Он указал, что они были найдены грабителями курганов («курганщиками») на территории Урала и Западной Сибири.

Золото кочевников

Этот подарок положил начало появлению так называемой «Сибирской коллекции». Царь издал указ, согласно которому, было запрещено продавать сокровища, найденные в курганах.

Их следовало передавать государству за некоторое вознаграждение. Тем же, кто подробно описывал место нахождения древностей, выплачивалась дополнительная сумма.

В результате «Сибирская коллекция» пополнилась 250 предметами: браслетами, серьгами, поясными украшениями (в большинстве своем, изготовленными из золота).

Были у Петра I и необычные пристрастия в коллекционировании. Например, он лично удалял зубы у подчиненных и оставлял себе. В собрании числится 64 зуба.

Шпоры Карла XII

Царь также увлекался токарным делом. Собрал коллекцию из 15 токарных станков. Правда, до нашего времени из них сохранилось меньше половины.

По рассказам историков, Петр Алексеевич также коллекционировал ремесла. Говорят, что он знал их, по крайней мере, четырнадцать. В том числе, владел топором, разбирался в литейном деле и навигации, умел плести лапти.

Жемчужная фигурка Августа Сильного
Экзотическая акварель