Если верить официальной информации, то боевые столкновения между американскими и советскими летчиками, во время Холодной войны, происходили только в небе над третьими странами. Но это мнение ошибочное. На территории Дальнего Востока в 1950-м году произошло событие, во время которого два истребителя-бомбардировщика США безжалостно расстреляли аэродром Советского Союза. А после случившегося они безнаказанно вернулись на свою базу.

Коварный расчет или ошибка

Интересно, что в наше время про эту историю совершенно забыли не смотря на то, что она поражает беспринципностью и наглостью пилотов США. Детали этого конфликта оказались слишком неудобными для руководства Америки и СССР. На протяжении полувека про них старались забыть и не говорить. Самое интересно то, что виновником конфликта косвенно можно назвать войну в Корее. Во время войны силы США поддерживали юг, а Советский Союз и Китай – север страны. Основные сражения в 1950-х года происходили между летчиками Америки и СССР. Границы Америки находились далеко от конфликта, а вот до советских границ было очень близко. Этот факт и позволил произойти данной истории 8 октября 1950 года.

Два американских истребителя ВВС США F-80C «Шутинг Стар» пересекли советские границы и на сто километров пролетели вглубь государства. На их пути появился военный полевой аэродром «Сухая речка», который располагался в 165 километрах от Владивостока. Складывается впечатление, что истребители США только этого и ждали.

Самолет
Американские самолеты совершили два боевых захода, в результате которых обстреляли самолеты Р-63 «Кингкобры», которые находились на земле./ Фото: ©livejournal

Советский Союз получил их в лизинг. Если верить официальным данным, один самолет сгорел полностью, а шесть из них получили серьезные повреждения. Но технический персонал и пилоты, которые были на аэродроме в то время утверждают, что американскими истребителями были уничтожены больше двадцати самолетов. Факт того, что истребители сделали второй заход, исключает ошибку пилотов – они прекрасно видели в кого стреляют.

Сколько мы должны

Самое печальное  то, что в этой ситуации никто даже не пытался дать отпор американцам. В это время командир полка полковник Савельев отсутствовал на месте случившегося, а от его заместителя подполковника Виноградова не поступала никаких приказов об ответной атаке. После случившегося оба военный были понижены в должности и предстали пере трибуналом. Не смотря на это , такая наглость не могла оставаться без ответа и международного осуждения. В США это понимали и уже на следующий день 9 октября 1950 года, ими был поднят данный вопрос. Америка самостоятельно в ООН поинтересовалась, на какую сумму СССР оценивает ущерб и выразили готовность немедленно его компенсировать. Американский президент Гарри Трумэн лично признал вину своих летчиков и извинился перед руководством СССР.

Оправдание

Пилоты в качестве наказания были дисциплинарно наказаны, а командующего ВВС США отправили в отставку. Оправдания США выглядели очень нелепо, не смотря на официальные извинения. Американская сторона заявила, что из-за сильной облачности пилоты заблудились и по ошибке залетели на советскую территорию.

Самолет
Когда они увидели аэродром со звездами решили, что они в Северной Корее и по этой причине атаковали его./ Фото: ©worldofwarplanes

Но советские летчики считают, что подобные объяснения не выдерживают критики. В это время стояла солнечная погода над аэродромом, а отличить знаки на самолетах КНДР и СССР может даже младенец, не говоря уже за профессиональных летчиков. Но не смотря на все факты, ущерб компенсировали, извинения принесли на самом высоком уровне, а саму историю постарались забыт.

Участник событий об обстреле

Летчики СССР уверены в том, что история на «Сухой речке» стала своего рода эмоциональным ответом Америки за потери ВВС США в Корее. Хот американскую версию подтверждает тот факт, что в начале 2000-х годов западные СМИ нашли летчика, атаковавшего советский аэродром. Он подтвердил, что в те годы их самолеты действительно заблудились и вместо севернокорейского аэродрома Чхонджин атаковали советский аэродром.

В наши дни уже сложно определить, правда это или нет. Интересно, что после ситуации на «Сухой речке» на приграничных военных аэродромах ввели круглосуточное дежурство, чтобы в случает еще одной «ошибки» американских летчиков, домой вернуться они уже не смогли.