Роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова давно признан читателями и литературными критиками лучшим произведением. Книга-легенда, книга-сказка, которая читается на одном дыхании. Ее персонажи, детальные описания местности, удачный юмор, легкий слог заставляют человека почувствовать себя стоящим в центре тонкой грани, расположенной между двумя мирами. Автор даже и не подозревал, что его книга станет идеальным материалом для фэндома. Конечно же, не всем удалось с первого раза прочесть роман, но те, кто смог его понять, навсегда в него влюбляются.


«Мастер и Маргарита» является одной из самых популярных русских книг 20 века. Что же такого в ней есть, что она не оставляет никого равнодушным?

В статье:


Почему все сходят с ума по «Мастеру и Маргарите»

Булгаков начал писать свой легендарный роман в конце 1920-х годов и работал над ним до самой смерти. Он считается незавершенным, поскольку редактированием и сведением черновых записей воедино занималась вдова писателя, после смерти мужа. Впервые книга была издана на русском языке в 1967 году в Париже, а на территории СССР она появилась 30-тысячным тиражом только в 1973 году. С тех пор ее начали рекомендовать к прочтению даже 15-летним детям.

Изначально название книги было связано с демонами
Автор никак не мог определиться с названием для романа, он переименовывал его несколько раз

Все начинается с того, что Дьявол Воланд посещает Москву, чтобы проверить, как изменился внутренний мир людей. Он подвергает их испытаниям и узнает, что спустя множество лет человечеству по-прежнему не чужды гордыня, алчность, похоть. В ходе повествования автор переносит читателя на тысячи лет назад, во времена существования Иешуа Ганоцри (его прототипом является Иисус) и Понтия Пилата. Затем Булгаков магическим образом связывает героев той эпохи с персонажами из 20 века. В центре всей суеты оказываются два любящих сердца, которые отличаются от грешных жителей Москвы и остаются верными себе.

Это книга о любви, о прощении, о вере. Это драма, местами превращающаяся в комедию. Она словно специально создана для того, чтобы ею восторгались. Язык автора и его юмор, сменяющиеся эпизоды, хитросплетения сюжетов, в которых раскрывается тема человеческих пороков и религии, уморительные диалоги и яркие персонажи завораживают читателя.

Книга настолько эффектно написана, что она стала идеальным материалом для появления отдельной субкультуры (фэндома). Ее афоризмы стали давно узнаваемыми:

  • «Никогда ничего не просите»;
  • «Рукописи не горят»;
  • Не шалю, никого не трогаю, сижу себе починяю примус».

Яркие герои объектами комиксов, граффити, фанфиков (кот Бегемот, Воланд, Мастер, Маргарита, Азазелло). Книгу хочется быстро прочесть до конца, а затем вернуться в начало, смакуя каждую деталь, четко представляя себе, как в кожу втирается крем с запахом болотной тины, прикосновение белого плаща с кровавым пятном. Множество писателей все бы отдали за способность так умело создавать персонажей и обдумывать композицию.

У персонажей Булгакова есть прототипы

Согласно мнению экспертов, образы персонажей Булгакова списаны с реальных людей. В главных героях - Мастере и Маргарите, он изобразил свою супругу и себя. Из его биографии известно, что в 1930 году он сжег свой первый вариант романа из-за того, что в Главреперткоме текст не одобрили к печати. Это событие точно упоминается в главе «Явление героя», когда «Мастер вытащил из ящика стола списки романа и черновые тетради и начал их сжигать». Спустя несколько лет писатель вновь вернулся к работе над романом. Для него это было настолько важно, закончить свое произведение, что на полях черновиков даже была обнаружена заметка «Господи, помоги мне закончить роман».

Выделено отдельное место в романе и советским литераторам. Именно на них похожи некоторые герои произведения (Иван Бездомный, Берлиоз, критик Латунский и прочие посетители дома Грибоедова). Они часто соперничали с Михаилом Афанасьевичем и критиковали его труды.

Почему некоторые люди не хотят читать роман

Многим людям иногда бывает сложно дочитать роман до конца, поскольку им непонятна вся чертовщина, происходящая на его страницах.

Герои сюжета настолько емко описываются автором, что начинаешь мысленно вести с ними разговор
Даже отрицательные герои заставляют читателя влюбиться в них

Но если все разложить по полочкам, чтобы осмыслить сюжет, то от него будет сложно оторваться. Роман нужно не просто читать, над ним нужно размышлять.

Некоторые отказываются от «Мастера и Маргариты», отмечая, что сюжет отрицает существование Бога. Но это мнение ошибочное. На самом деле Воланд доказывает, что и он, и Бог существуют. Этот отрицательный герой заставляет читателя размышлять об алчности людей, их жадности, неумении сочувствовать.

Экранизация и мистика

Роман «Мастер и Маргарита» был экранизирован не менее 4 раз. Самая известная кинолента Юрия Кары вышла в прокат только спустя 17 лет, после чего мистически настроенные люди заговорили о существовании проклятия. Вновь о нем вспомнили после того, как книгу экранизировал Владимир Бортко, т.к. на протяжении нескольких лет умирали актеры, снимавшиеся в сериале.

Просто посмотреть фильм, снятый по мотивам романа, недостаточно – на экранах теряется язык повествования, истинные портреты, созданные автором или детали.

Купить электронную книгу можно здесь