Для того, чтобы встроить советскую резидентуру вглубь механизмов западной рыночной экономики, был создан секретный отдел КГБ «Фирма». Но спустя время «Фирма» практически превратилась в некую шпионскую сеть шефа КГБ Юрия Андропова. Отдел собирал для него информацию не только внутри страны, но и за границей.

Начало «Фирма»

Юрий Андропов занял кресло председателя КГБ в 1967 году и сразу же озаботился проблемой достоверности информации, ознакомившись с положением дел. Случаев «двойной работы» и провалов агентов ГРУ и КГБ было очень много, а международная обстановка могла обостриться в любой момент.

Отдел КГБ "Фирма"

Он занимал эту должность с перерывами с января 1953 по 1961 год. До 1966 года он был руководителем высшей школы КГБ имени Дзержинского. 52-летний генерал был одним из самых компетентных организаторов разведеятельности.

После того, как Питовранов обдумал все поставленные задачи, он предложил Андропову сформировать параллельную разведывательную структуру. Суть идеи заключалась в том, чтобы для сбора сведений были задействованы представители торгово-экономических кругов капиталистического мира, которые ориентируются на сделки с СССР. Для такой работы у Питовранова были все возможности. Он занимал серьезный пост в Торгово-промышленной палате СССР, по приглашению министра торговли Николая Патоличева.

Андропов был согласен на то, чтобы новая структура действовала отдельно от Первого главного управления КГБ. В результате спецрезидентура стала личной разведкой шефа госбезопасности, получив неофициальное название «Фирма. После этого даже встречи Андропова и Питовранова проходили на Сретенке, в конспиративной квартире, а не в здании КГБ.

Агенты Внешторга

Генерал Питовранов стал выстраивать деятельность «отдела Ф», получив автономный бюджет.По некоторым данным, отдел называли «отделом П», в честь самого Питовранова. Со слов контр разведчика Анатолия Гуськова, «отел являлся самостоятельной службой разведки, которая действовала под прикрытием и по линии внешних торгово-экономических связей.

Среди служащих Внешторга искали кадры для оперативной работы Питовранова. Кроме основных обязанностей, люди попутно принимали участие в разведовательных операциях. «Фирмачи» отказались от операций с документами, чтобы достичь абсолютной конфиденциальности, в отличие от простых агентов КГБ. Агенты были обязаны запоминать всю важную информацию.

Работа на Западе

В первое время работа велась только с западными бизнесменами, а наградой за работу были выгодные контракты заключенные с СССР. Правда, не многие западные деятели соглашались «клюнуть на наживку». Чтобы склонить к работе с русскими западного кутюрье-гомосексуалиста, не достаточно было даже личных усилий Питовранова.

Отдел КГБ "Фирма"

Но самым ценным был американский агент. Все сведенья, которые он сообщал сразу же доводили до Андропова и Брежнева. Именно благодаря этому источнику стало известно про сотрудничество советского посла в Канаде Александра Яковлева с западными спецслужбами. Некий публицист Жирнов, ссылаясь на Питовранова рассказывал о том, как Андропов устроил Яковлеву проверку. Оказалось, что посол тратит намного больше денег, чем позволяет его зарплата. Правда, когда про это узнал Брежнев, то заявил, что «член ЦРК предателем быть не может. Больше к этой теме не возвращались.

Внутренний надзор

Спустя время в деятельности «Фирмы» появились направления, которые не предусматривались изначально. Они стали приглядывать за иностранными компартиями и правительствами социалистического лагеря, хотя другим агентам КГБ это было запрещено. Потом Питовранов начал готовить «воцарение» Андропова. Некоторые считают, что именно он внушил шефу идею о том, что Брежневу пора на пенсию. «Отдел Ф» собрал компромат на всех членов ЦК, которые в теории могли бы составить Андропову конкуренцию. Есть версия о том, что это именно «питовранцы» могли стоять за чередой странных происшествий с «наследниками» Брежнева, которые происходили в 1970-х годах.

Андропов не забыл про верного соратника, когда стал генсеком. Евгений Питовранов официально возглавил Торгово-промышленную палату в 1983 году. Правда, созданная ими структура, не устояла перед капиталистическим миром. Сотрудники постоянно выезжали на Запад и видели жизнь за границей. В 1985 году в Германию сбежал заместитель начальника отдела «Ф» Леонид Кутергин и «Фирму официально расформировали.