"Скорая" не спешит на помощь

Испортить можно даже очень хорошую идею. Эту гипотезу в очередной раз подтвердил Волгоград, где мягко говоря неудачно стартовал проект «Новая скорая помощь». Вместо 80 оснащенных реанимобилей, готовых в любую минуту мчатся на спасение здоровья и жизней горожан, в городе разворачивается скандал «стоимостью» в 186 млн.рублей. В конфликт втянуты местные предприниматели, исполнительная власть, медики, арбитраж, следственный комитет и прокуратура.

Суть проекта «Новая скорая помощь» (поддержанного экспертами «Агентством стратегических инициатив) в том, чтобы отдать на аутсорсинг транспортные услуги для станций скорой медицинской помощи. Проще говоря, приобретением и обслуживанием автомобилей должна занималась специализированная частная структура, а у руководителя медучреждения в итоге остается больше времени для решения именно медицинских задач.

Кесарю - кесарево

Проект был начат в 2008 году и успешно внедрен в трех субъектах РФ – В Пермском крае, Кировской области и Республике Башкортостан.
В Перми те компании, которые захотели участвовать в аукционе, должны были выполнить такие основные условия: бесперебойное круглосуточное предоставление санитарных автомобилей, соответствующих стандартам; в случае схода автомобиля с линии, необходимо предоставлять эквивалентный автомобиль в течение часа; ежедневный контроль за техническим состоянием автомобилей; техническое обслуживание и ремонт автомобилей; предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей. По подсчетам главврача МУЗ «Городская станция скорой медицинской помощи» Перми Евгения Камкина общий эффект от экономии бюджетных средств на обновление автопарка за четыре года реализации проекта составил 70 млн руб.
В Кировской области дело тоже прошло на «Ура!»

Главное преимущество этого проекта в том, что обновился сразу весь автопарк «скорой помощи», и транспортное обеспечение теперь полностью находится в ведении подрядчика, - считает главный врач Станции скорой медицинской помощи г.Кирова Сергей Одношивкин. -
Машины базируются на подстанциях «скорой помощи». Причем, помимо 38 постоянно работающих машин, еще 4 находятся в резерве. Исполнение условий договора с подрядной организацией жестко контролируется администрацией станции».

А коммерческий директор ООО «Кировмедавтотранс» Максим Морозов рассказал, как это выглядит с «обратной стороны»:
В ноябре 2012-го выиграли аукцион в Кирове. Когда мы начинали здесь работать, нас попросили максимально сохранить коллектив местной станции «Скорой помощи». Мы сдержали обещание. Почти все водители кировской скорой помощи перешли к нам работать, поэтому водительский состав практически остался прежним, а это опытные люди, хорошо знающие свое дело.

С 2013 года еще 20 регионов страны решили подключиться к реализации проекта «Новая скорая помощь».

На мой взгляд, проект Агентства стратегических инициатив «Новая скорая помощь» совершает настоящий прорыв в модернизации системы здравоохранения, - объясняет вице-губернатор Томской области по социальной политике Чингис Акатаев. - Мы будем бороться, чтобы опыт частно-государственного партнерства Перми и Уфы в социальной сфере прижился на томской почве. Опыт сотрудничества транспортных компаний и станции скорой помощи не только возможен, но и успешен. Проект позволит нам более оперативно оказывать медицинскую помощь на догоспитальном и госпитальном этапах, а значит, сохранит многие жизни».

Идею проекта официально поддержали губернаторы регионов РФ, Минздрав РФ, Минрегион РФ, ФОМС и объединение предпринимателей ОПОРА России.
Но среди этих территорий, видимо, не будет Волгограда, в котором «Новой скорой помощью» уже занялись суды и прокуратура.

Судебно-медицинский провал

В конце 2012 года Агентство стратегических инициатив рекомендовало правительству Волгоградской области в рамках социального проекта «Новая скорая помощь» заключить с частным специальным трнаспортным предприятием заключить контракт на переоборудование и комплектацию станций скорой помощи.
Таким предприятием стало ООО «Новая скорая помощь-Волгоград». Директор — Евгений Фридман — к тому времени уже успешно работал в рамках проекта с 2008 года в Перми, а затем в Уфе и Кирове.
28 декабря 2012 года в Волгограде состоялся аукцион, который выиграл единственный участник — уже названное ООО «Новая скорая помощь-Волгоград». С ним и был заключен контракт, согласно которому компания должна была предоставить транспортные услуги на сумму в 185,7 млн.рублей на год. Оборудованные реанимобили должны были выйти на линии уже 1 января 2013 года. Но этого не произошло ни в первый, ни в последующие дни января.

Против передачи услуг на аутсорсинг восстали водители водители скорой помощи. Они написали жалобу в прокуратуру области, которая провела проверку. Выяснилось, что на момент проведения аукциона у ООО «Новая скорая помощь-Волгоград» не было ни одной машины скорой помощи и только в день проведения самого конкурса компания заключила договор на поставку автомобилей.

Едва началась прокурорская проверка — тут же последовали публичные заявления региональной исполнительной власти: председатель правительства Волгоградской области Константин Храмов сказал, что власть расторгает контракт с ООО «Новая скорая помощь-Волгоград». Так и случилось - вскоре руководство ГБУЗ Станции Скорой Медицинской Помощи направило в НСПВ соответствующее требование. Затем и министр министр здравоохранения региона Владимир Шкарин подтвердил твердость намерений власти о расторжении контракта с компанией Евгения Фридмана. И если предприниматель не захочет делать этого добровольно, то тогда это сделает суд. Сказано — сделано: на прошлой неделе арбитражный суд Волгоградской области на своем сайте сообщил о том, что ГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» (ССМП) подало иск к ООО «Новая скорая помощь — Волгоград» (НСПВ) о расторжении госконтракта. Дата заседания еще не назначена.

В свою очередь директор ООО НСПВ Евгений Фридман называет поведение чиновников «неконструктивным», расторгать контракт не намерен, и, видимо, не теряет надежды убедить власть в эффективности проекта, который позволяет «только на машинах скорой помощи регион экономит 20–30 млн руб. в год». Если контракт все-таки будет расторгнут, то в этом случае г-н Фридман грозится сам подать иск к региональной власти и потребует возместить убытки в виде упущенной выгоды в 50-60 млн рублей.
Тем временем к конфликту подключилось региональное СУ СКР, которое начало проверку «по факту попытки передачи скорой медицинской помощи в частные руки».

Ситуация, которая складывается вокруг проекта «Новая скорая помощь» в Волгограде напоминает картофельные бунты во времена Екатерины II. Одни не поняли, другие — не успели, третьи, возможно, изначально планировали действовать обманом, в итоге совместными усилиями провалили хорошее, нормальное дело, которое на практике доказало свою успешность.

- На сегодняшний день существует мировой тренд — отдавать не свойственные власти функции в руки специализировагных структур, - говорит генеральный директор АНО «Южное агентство развития квалификаций» Валерий Садовов. - Власть, муниципалитет — это контроль, планирование, а закупка ГСМ, ремонт ходовой части — это дело бизнеса, как правило, малого и среднего. Бизнес лучше знает свой сектор, свою нишу, а потому сможет эффективнее спланировать затраты, создать мобильную, гибкую модель экономики. Ну а дело власти — контролировать ситуацию, чтобы было выгодно и бизнесу, и населению. Грамотно подходить к проблеме, особенно к тому новому, которое из-за неверной или корыстной интерпретации может дискредитировать прогрессивные и эффективные идеи.


Загрузка...