Страсти по ТЮЗу-2: кина не будет?

С появлением в Ростовском ТЮЗе нового директора - Елены Сердюченко - в театр пришла и новая команда. А чтобы новым людям было, где работать, были уволены многие (а именно 62 человека из 167) опытные работники театра. С тех пор бывший ТЮЗ продолжает терять наработанные за многие годы позиции: качество и количество спектаклей снизилось, да и на оставшиеся спектакли народ, мягко говоря, не рвется. Долги «храма культуры» перевалили за 5 млн.рублей. И возможное исчезновение из театрального пространства Ростова одной из старейших площадок – не такая уж абсурдная перспектива.

Первая публикация «Страсти по-ТЮЗу», в которой шла речь о проблемах в Ростовском академическом молодежном театре, вызвала интерес у читательской аудитории. Причем, не только у зрителей, но и у тех, кто знает о проблемах Молодежного что называется изнутри.

- У нас в театре действительно творится непонятно что, - рассказала позвонившая в редакцию контролер. – На воскресном представлении было всего 130 человек. Никто не подсуетился, чтобы набрать полный зал, можно было хотя бы пройти по школам... Дешевые билеты - по 100 рублей - продавать нельзя. Исключение – если только какой пенсионер придет. А вот девушка с парнем приходят –им по 800 рублей предлагают. Может быть, если бы предложили билеты по 200 рублей, они бы пошли в театр..А так – разворачиваются и уходят...

По словам работников театра сейчас заниматься распространением билетов особо-то и некому - за время работы нового директора была уволена основная часть тех, кто брал на себя тяжелый труд организации зрителей.

...Вечер, пятница, Ростовский молодежный театр...

Видимо, так положено, чтобы работали оба гардероба. Хотя вполне хватило бы и одного или даже половины: шуб и пальто так мало, что, кажется, сердобольные гардеробщицы специально вешают одежду кучно, чтобы та не испугалась одиночества... В коридоре бельэтажа играет легкий джаз, настраивая на непринужденный лад... Вот дверной проем... А за ним – огромная пустая зала… Такие залы есть во многих театрах, но подобная «стерильность» помещения – редкость… Как будто площади специально подготовлены для каких-то массовых, но не совсем театральных «постановок». Кажется, стоит кому-то незримому щелкнуть пальцами – и оп-ля! справляй пышные поминки или шумные свадьбы... Однако, уже прозвенел (или проскрипел) третий звонок – пора. И ты оказываешься среди тех ста человек, которые решили вечер пятницы посвятить одному из древнейших искусств...

Вообще, сто человек в зрительном зале – это по словам работников театра удача. Обычно Молодежный собирает не больше 40-50 зрителей. А по объективной статистике за последние 4 месяца средняя посещаемость одного спектакля составила 137 человек (помогли детские новогодние елки).

Кадровые работники театра уверяют: в нынешней пустоте зрительного зала вины актеров или режиссеров нет. Дело в том, что спектакль, театральное действо, к тому же – приносящее доход – это не только игра лицедеев, оригинальность режиссерской мысли или смелые находки художника. Это еще и труд технических работников, администраторов, распространителей билетов ect...
И вот тут новый директор Елена Сердюченко, возможно даже из лучших побуждений, допустила несколько мелких и крупных ошибок, которые в совокупности и привели к снижению количества спектаклей и посещаемости.

- Те 100 посетителей, что были в театре в пятницу вечером, это меньше 25% заполняемости зала. Театр финансируется из областного бюджета, в соответствии с государственным заданием заполняемость зрительного зала должна составлять не менее 70% от общего количества мест в зрительном зале, - говорит экс-заместитель директора Александр Близнюк. - Раньше, если средняя заполняемость была меньше нормы, главному администратору или заместителю директора по зрителю делали выговор, а в дальнейшем могли и уволить....
Большой процент молодежи среди нынешних зрителей Молодежного театра г-н Близнюк объясняет не репертуаром, а простой необходимостью создать видимость наполняемости зала. Он говорит, что сейчас среди зрителей много приглашенных, то есть тех, кто вообще не покупал билеты. А бывало, и солдат подгоняли для «выполнения плана» по посещаемости...

....Стихла музыка, зажглись люстры – антракт!...

Обычно, среди зрителей любого театрального действа есть часть, которая не может обойтись только духовной пищей – идет в буфет за вполне физической. Видимо, в бывшем ТЮЗе эти чревоугодники относятся к категории вымирающего вида, причем – с голоду: в буфете ростовского Молодежного театра не то, что брюхо набить – червячка заморить нечем. Такой нищеты ассортимента, наверное, нет уже даже в буфетах провинциальных полустанков. Чай-кофе-вода и чипсы...С аскетическим интерьером хорошо сочетается такое же ненавязчивое обслуживание граничащее с наплевательским. Очевидно по замыслу администрации театра – посетители должны быть сфокусированы только на спектакле…Спасибо, хоть туалеты работают…

Кстати, когда в театр пришла новая директор, она и работников буфета сократила. В министерстве культуры РО даже совещание было по данному вопросу: все присутствующие сотрудники министерства единодушно высказались за сохранение театрального буфета, но г-жа Сердюченко оставалась непреклонной. Правда, потом все-таки открыла буфет (может вспомнила рекомендации учредителя), но уже с другими людьми...

Словосочетание «другие люди» сегодня можно вешать на занавес Молодежного вроде чайки, которая красуется на занавесе МХАТа. Как рассказывают работники ТЮЗа – бывшие и действующие – беда в том, что вместе с директором, никогда не работавшим в театре пришла такая же команда, никогда не имевшая дела с Мельпоменой. Причем, на руководящие должности. К примеру, главным администратором стала крупного телосложения женщина, майор милиции в отставке. Инженер по технике безопасности – человек не только без высшего образования, но и с незаконченным средним. Юрисконсульт – человек ни одного дня до этого не работавший юристом. Не отсюда ли закономерный итог - 4 проигранных в судах разных инстанций дела?

Чтобы женщине-майору и другим не менее колоритным персонажам новой команды «профессионалов» администрации театра было, где применить свои организаторские способности, новый директор обеспечила простор для маневра – стала убирать людей, проработавших в театре не один десяток лет. Некоторые из уволенных сейчас пытаются восстановиться. Как тот же экс-заместитель директора Александр Близнюк.

В отличие от г-на Близнюка, заместитель директора Молодежного театра по АХЧ Владимир Усенков до сих пор не знает, является ли он в данный момент сотрудником театра или уволен «по собственному желанию».

- Ранее, когда Сердюченко только была назначена директором, у нас состоялся разговор с министром культуры Александром Резвановым, в ходе которого он меня заверил, что меня ни в коем случае из театра не уволят – таких ценных сотрудников терять ему нельзя. Однако я за малым не был уволен по статье уже в текущем году. Мне позвонили из театра и попросили приехать расписаться в приказе и забрать вещи. Это вызвало настоящий шок – у меня за все годы работы никаких нареканий, я - уважаемый в отрасли специалист
Не появляясь в театре, г-н Усенков поехал к министру культуры надеясь, что тот скажет свое веское слово… Г-н Резванов принял заместителя директора ТЮЗа и тут же позвонил г-же Сердюченко — рассказал ей о заслугах посетителя и...приказал уволить по собственному желанию.
- В итоге я написал «по собственному», - вспоминает Владимир Усенков. - После того случая слег в больницу. Да и сейчас я нахожусь на больничном, приказа об увольнении не видел, документы не получал, являюсь ли я сотрудником театра – не знаю. Но то, что творится в театре – это действительно беспредел. Смотришь, и плакать хочется.

Ошибкой (если не чем-то большим) называет назначение Елены Сердюченко и Председатель Ростовского отделения Союза Театральных Деятелей России Вячеслав Кущев, который считает нового директора Молодежки чужим для театра человеком:
- Она не знает театр изнутри, она чужой для театра человек. Я хорошо знаю ее отца, она сама неплохой человек. Но не театральный. Можно было подобрать на эту должность гораздо более подходящего человека, который бы справился гораздо лучше. Театральные работники – они же все немного сумасшедшие, потому что творческие – к ним особый подход нужен. Театр надо знать изнутри, а она его не знает.

...Несмотря на то, что постановка идет с 2006 года и некоторые зрители, пришедшие в ту пятницу в ростовский молодежный театр, уже не раз смотрели спектакль, единение – сцены и зрительного зала – состоялось. Молодые (и не молодые) девушки, юноши, женщины, мужчины дали вовлечь себя в игру, игра перестала быть лицедейством, стала инструментом мировоззрения, расшевелила то доброе, созидательное, красивое, что есть, наверное, в каждом человеке... Испортить это ощущение прикосновения к чему-то настоящему не смогли не суетливые движения гардеробщиц, проворно избавляющихся от чужой одежды, ни промозглый ветер, ни мысли о том, что, возможно, скоро и впечатления, и место их рождающее, станут частью истории театрального Ростова...

P.S. Как ранее сообщал министр культуры Александр Анатольевич Резванов, на момент прихода в театр г-жи Сердюченко, долг театра составлял больше 5 млн рублей. Сотрудники рассказывают о том, что перед новым годом он увеличился минимум на 700 тыс.рублей (штраф за нарушение противопожарной безопасности). Но из каких средств платить? Да и за что? За ликбез по театральному менеджменту для г-жи Сердюченко? Не дешевле ли будет назначить компетентного руководителя без проблем в биографии?.


Загрузка...