ТАГАЗ: Chery, Jeep или аукционный молоток?

Тагаз: второе пришествие Chery

С конца мая из уст в уста СМИ передают благую весть: в июне на ТагАЗе возобновится производство автомобилей. На родине Чехова будут собирать китайские Chery. Но если внимательно проанализировать ситуацию, которая сложилась сейчас вокруг завода и побывать рядом с самой площадкой, благая весть начнет сильно смахивать на обман. Который придумали для....Для чего?

В роли архангела Гавриила выступили два руководителя Ростовской области — заместитель губернатора Дона, министр промышленности и энергетики Александр Гребенщиков и министр внутренней и информационной политики Андрей Буров. Первый озвучил то, что сочинил второй.

Мы, свинарки, мы, доярки...

В оригинале послание выглядит так:

«Как сообщил заместитель Губернатора Ростовской области – министр промышленности и энергетики Александр Гребенщиков, несмотря на затянувшееся решение вопроса финансирования ОАО «Сбербанк России» закупки машинокомплектов из Китая, областные власти контролируют ситуацию на ООО «ТагАЗ».

В рамках реализации «дорожной карты», утвержденной министром промышленности и торговли Российской Федерации Денисом Мантуровым и губернатором Ростовской области Василием Голубевым, 26 февраля текущего года было подписано Соглашение о сотрудничестве между ООО «ТагАЗ» и ОАО «Сбербанк России». На основании данного соглашения специализированная компания – «Южная автомобильная группа» («ЮАГ») будет осуществлять финансирование закупки машинокомплектов из Китая для производства автомобилей Chery на площадке ООО «ЭЙЧ ТИ АВТО».
Закупка первой партии машинокомплектов в количестве 480 шт. запланирована в июне текущего года.

В настоящее время предприятие занимается окрашиванием кузовов и комплектов пластиковых деталей: в мае текущего года объем планируется на уровне 1500 штук, в июне – 2000 штук в месяц. Также в настоящее время ведутся переговоры с компанией «Крайслер» для запуска крупноузловой сборки Jeep на таганрогской площадке.

– На днях в министерстве промышленности и энергетики Ростовской области запланировано проведение совещания с участием представителей ОАО «Сбербанк России», «ЮАГ» и других заинтересованных структур по вопросу перспектив развития ООО «ТагАЗ». Вопрос стабилизации производственной деятельности автомобильного завода находится на особом контроле правительства региона, – подчеркнул Александр Гребенщиков.

Справочно:
Общий размер кредиторской задолженности предприятия составляет более 25 млрд рублей. 13 марта 2013 года в отношении ООО «ТагАЗ» введено внешнее управление. Внешним управляющим назначен Артем Евсеев (некоммерческое партнерство межрегиональная саморегулируемая организация арбитражных управляющих «Содействие»).

Короче, Склифосовский...

Если отскрести словесную шелуху, то выходит, что:

- ТагАЗ — должник (общая сумма долга — 25 млрд.рублей) и банкрот (13 марта введена вторая стадия — внешнее управление)
- скоро должно пройти совещание, на котором рассмотрят перспективы предприятия
- в перспективе — сотрудничество с китайцами (выпуск Chery) и «Fiat-Chrysler» (Jepp)
- первые 480 китайских комплектов в июне купит «Южная автомобильная группа» (структура Сбербанка)
- сборочная площадка - «Эйч Ти Авто» («дочка» ТагАЗа)
- и пока на той же площадке рабочие что-то красят (1500 единиц в мае и 2000 единиц в июне),....
- ...власти области держать ситуацию под контролем.

Говорят, однажды Александр Гребенщиков, комментируя остро-критические статьи в СМИ, обмолвился в том духе, что, мол, ему плевать на то, что о нем говорят и пишут в газетенках, на сайтах и т.д. Судя по заявлениям, сделанным им о ТагАЗе, он не слишком озабочен содержанием того, что он сам говорит.

Итак, попробуем разобраться в том автомобильном огороде оптимизма, который нагородили два коллеги — Гребенщиков и Буров.

Три великана

Кредиторами ООО «ТагАЗ» (именно эта структура признана банкротом) являются более 100 предприятий, в том числе около десятка банков. Самые крупные кредиторы — Сбербанк (6,3 млрд), ВТБ (6,5 млрд) и Газпромбанк (6 млрд). Именно на эти три структуры приходится львиная доля долга в 25 млрд.рублей.

Ловчее всех оказался Сбербанк. По кредитам ТагАЗа перед банком выступала ФГ Донинвест, которая в залог оставила кое-какое имущество, которое и отошло банку в уплату части долга. Самый вкусный кусок — гостиницу в центре донской столицы «Ростов» - банк худо-бедно пристроил на аукционе. Сейчас колотится с «Ласточкой» - базой отдыха на берегу Черного моря в пос.Михайловка.

Двум другим банкам — Газпромбанку и ВТБ — не досталось пока ничего. Причем, судя по сообщениям в тех же СМИ, перед ВТБ за ТагАЗ вступился не хухры-мухры — сам Владимир Путин: он уговорил (читай приказал) банку снизить проценты по ранее выданным кредитам (то есть пересмотреть условия займа задним числом) и реструктурировать долг на несколько лет.

Что ВТБ покорно и сделал, видимо, в надежде, что именно он назовет имя внешнего управляющего ТагАЗа, если речь зайдет о банкротстве.
Но ТагАЗ перехитрил ВТБ — сам подал иск о собственном банкротстве. Спохватившийся ВТБ представил кандидатуру внешнего управляющего, но арбитраж утвердил имя того, кого подсуетил ТагАЗ.

ВТБ не смирился — кинулся апеллировать. Туда же бросился и Газпром. Причем, если Газпром требует пересмотреть итоги суда, на котором была утверждена кандидатура Артема Евсеева, то ВТБ настроен более решительно — требует ввести третью и последнюю стадию банкротства — конкурсное производство. То есть продать то, что еще можно продать.

В конце мая 15-й Арбитражный суд оказал обоим банкам в удовлетворении их жалоб.

До 11 июня должно состояться собрание кредиторов ТагАЗа, на котором будет рассмотрен план вывод предприятия из кризиса.
Не исключено, что перспективные серенады про китайцев и джипы приурочены именно к этому собранию.

Второе пришествие Chery

Fiat-Chrysler и ТагАЗ общественное мнение «поженило» еще весной 2011 года. Околоавтомобильные аналитики высказывались в том роде, что кредитор ТагАЗа — Сбербанк — одновременно является партнером итало-американского концерна, а сам концерн успел войти в программу правительственной поддержки отечественных автопроизводителей, но сборочной площадки у Fiat-Chrysler у него нет. А тут такое большое, современное и пустое..

В общем, выходило, что если где и собирать в России Jeep, то только на площадках ТагАЗа. Два года назад владелец ТагАЗа Михаил Парамонов таращил глаза, когда ему задавали вопрос о Fiat-Chrysler. Но в марте 2013 года, после того, как уже была введена вторая стадия банкротства, промелькнула информация о том, что Chrysler от слов перешел к некоему делу — его специалисты проводят анализ технического состояния завода и перспектив запуска производства на нём.

Что касается Chery, то тут у ТагАЗа, что называется, богатый опыт сотрудничества. И как водится на родине чеховских героев — с жирным оттенком жульничества.

Дело было в 2009 году. Тогда таганрожцы на контрактной основе собирали кроссовер Tiggo на таких условиях: за сборку ТагАЗ получал фиксированную оплату, а затем должны были отгружать автомобили собственному диллеру Chery, который и продавал бы авто. Но на деле случился скандал.

ТагАз получил 6 тысяч машинокомплектов, а в виде готовых авто передал заказчикам 250 штук. Остальные начал продавать сам через собственную дилерскую сеть (около 200 салонов по всей России и за рубежом). Тогда представители Chery прекратили все связи с жуликами и где только могли распространили информацию о фактической подставе, вбив еще один гвоздь в репутационный гроб ТагАЗа.

Прошли годы.

И сейчас заместитель губернатора Александр Гребенщиков заявляет, что китайцы...утерлись. Возможно, тому поспособствовало то обстоятельство, что теперь между ТагАЗом и Chery в качестве разводящего будет выступать «Южная Автомобильная Группа» (структура Сбербанка, которая будет финансировать покупку машинокомплектов). Напомним, в июне по словам вице-губернатора будут куплены первые 480 комплектов. Сборочной площадкой обозначено предприятие «Эч Ти Авто».

300 спартанцев

Это уже третье предприятие из «семейства» ТагАЗовых, которое, собственно, и является сборочной площадкой. Точнее — третье название одних и тех же производственных площадей.

Сначала цеха назывались филиалом «Таганрогский» ООО ТагАЗ.
Летом 2011 года ушлые таганрожцы придумали схему, по которой все долги зависли на ООО «ТагАЗ» )зарегистрировано в Ростове-на-Дону, стул-стол-телефон), а работяг записали на вновь созданной «дочке» ТагАЗа — ТагАвтоПроме. Эта «дочка» типа и арендовала те же цеха, где до всей этой юридической чехарды все и работали.

Год назад — летом 2012 года — обанкротился и ТагАвтоПром. Практически все работники — около 3 тысяч человек — были уволены. И на обломках возникла еще одна «дочка» - «Эч Ти Авто», штат работников которого составляют ...125 человек. Правда, уверяли год назад руководители ТагАЗа, по срочным договорам работают еще около 200 работяг, и («если завтра — война, если завтра — в поход») в случае увеличения производственных планов «Эч Ти Авто» готово принять на работу еще 500 душ.

Но это будет. А пока в наличии только что-то около 300 работников. Которые, если верить словам Александра Гребенщикова, занимаются «окрашиванием кузовов и комплектов пластиковых деталей: в мае текущего года объем планируется на уровне 1500 штук, в июне – 2000 штук в месяц».

И тут не лишним будет задаться вопросом: по какой технологии красят? Потому что примерно месяц назад стало известно о возбуждении уголовного дела в отношении директора «Эч Ти Авто» как раз из-за покраски. Бдительные прокуроры выяснили, что процесс идет без соответствующей лицензии. Сами работники утверждают, что и без заявленного в технологии оборудования — чуть ли не кисточкой водят по кузовами-деталям. Но и таким нехитрым способом предприятие получило 200 млн.рублей незаконного дохода.

Кстати, до тех, кто непосредственно производит добавочную стоимость, эти миллионы доходят в виде «копеек» и с опозданием — в мае работягам наконец-то выплатили зарплату за март.

Приворотный заговор

Долги по зарплате - нарушение технологии - уголовное дело против руководства - испытавшие таганрогский мухлеж китайцы - призрачные итало-американцы — требования Газпрома о пересмотре арбитража по вводу внешнего управления — требования ВТБ о продаже производственного комплекса с молотка — долги в 25 млрд.рублей перед кредиторами...

Именно эти процессы имел в виду заместитель губернатора Ростовской области Александр Гребенщиков, заявляя, что «областные власти контролируют ситуацию на ООО «ТагАЗ»?

И с помощью какой такой волшебной палочки власти региона, по словам г-на Гребенщикова контролирующие ситуацию, собираются решать «вопрос стабилизации производственной деятельности автомобильного завода»?

Ну, вообще-то сотрясать воздух громкими заявлениями в сторону полудохлого ТагАЗа руководителям области не впервой. Только до недавнего времени делал это в основном губернатор Ростовской области Василий Голубев. Именно он информировал общественность о том, как он со товарищи «переговорил-встретился-оказал содействие-убедил-договорился и т.д.» Но несмотря на эффективные бла-бла-бла, объемы производства скукоживались, а долги росли.

Сейчас роль глашатая доверена вице-губернатору Александру Гребенщикову. Видимо, сам Василий Юрьевич уже не уверен в том, что в июне рабочие сменят кисточки на отвертки. Да и нужно ли? Один из знакомых с ситуацией аналитик, рассуждая на тему ТагАЗа, предположил, что одной из причин нынешнего «беспокойства» и «контроля» властей по поводу автомобильного завода может быть попытка получить некие государственные послабления. Мол, градообразующее предприятие, тяжелое положение, прекрасные перспективы...

Эти причитания вкупе с (чем черт не шутит!) обещаниями поддержки за счет бюджета могут оказаться не лишней «картой» на будущем собрании кредиторов.

P.S.

Интересно, что, хоть процедура банкротства была на ТагАЗе фактически запущена полтора года назад, кредиторы еще не собирались для обсуждения/утверждения плана оздоровления предприятия.

Сегодня вид производственной площадки ТагАЗа вызывает смешанные чувства: так, наверное, выглядел городок Припять после взрыва реактора на Чернобыльской АЭС. Есть строения, есть оборудование, есть рекламные билборды и щиты. Нет людей...Иногда они стайками собираются возле заводской кассы (за проходной завода), чтобы получить очередную подачку в 2-5 тысяч рублей.

Полтора года назад один из юристов ФГ «Донинвест», комментируя финт с назначением на должность внешнего управляющего кандидатуры, предложенной ТагАЗом, сказал:
- Как только кредиторы соберутся на положенное по закону собрание, внешний управляющий, скорее всего будет заменен. А пока у завода есть свой управляющий и есть время...

Интересно, как использовал внешний управляющий доставшееся заводу время, с какими цифрами будут ознакомлены кредиторы на собрании и какой будет ситуация, которую по-прежнему будут контролировать власти Ростовской области...


Загрузка...