Габриэла Комлева: Классика – это всегда полезно!

Габриэла Комлева: Классика – это всегда полезно!

В Ростовском Музыкальном театре готовится очередная премьера. Если быть совсем точным – этот спектакль давно идет на ростовской сцене, а теперь ему предстоит реинкарнация в… прекрасного лебедя! Невольное сравнение связано, конечно же, с его названием. Нас ждет совершенно новая версия «Лебединого озера», точь в точь как идет в Мариинском театре в редакции Константина Сергеева. Журналист НГ встретился с народной артисткой СССР, лауреатом Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки, профессором Габриэлой Комлевой, которая специально приехала в Ростов, чтобы разучить все партии с нашими танцовщиками.

О Ростове

Ростов замечательный город. Я здесь впервые. Все завораживает обволакивающей мягкостью, даже вино. Мне кажется, местное вино похоже даже на французское.

О Ростовском музыкальном театре

Мне нравится ваш театр. И прежде всего тем, что возглавляет его замечательный художественный руководитель (Вячеслав Кущев – прим. Ред). Видно, что он любит то, чем занимается. Это очень ценно. Привлекает уважение к актерам, видно, что в них заинтересованы… Такое не часто встретишь в театральном мире сегодня.

О ростовской балетной труппе

Труппа, конечно, еще очень молода и у нее многое впереди. Сейчас важно, чтобы был не только верно выбранный репертуар, но, прежде всего, хорошие наставники. В Китае до сих пор относятся с большим уважением и к родителям, и к педагогам. Потому что родитель – тот, кто произвел человека на свет, а педагог – тот, кто помог реализоваться ему как личность.

Сегодня в Ростове все на правильном пути. Профессия балетного актера красива для зрителя, но эта красота проявляется лишь тогда, когда актер много работает – умственно и физически. И тут со стороны наставников нужна даже жесткость – прежде всего, чтобы отточить в подопечных желанный профессионализм. Становясь балетным актером, человек берет на себя большие обязательства.

У меня в этот приезд было не очень много времени. Но я успела посмотреть «Белоснежку и семь гномов». Это чудный спектакль, добрый, теплый… В наше время доброты не так много. Я видела, как реагировал зал. Просто какое-то волшебное было единение зала и того, что происходило на сцене. Спектакли в театре должны быть разные и для разных зрителей. Нельзя замыкаться в каких-то узких рамках: только классический репертуар, или только современный. Это неправильно.

О новом спектакле

Премьера «Лебединого озера» в Ростове планируется на октябрь этого года. Но уже сейчас мы приступили к репетициям и разучиваем, так называемую, партитуру танцев. Потом, когда все исполнители выучат движения, мы начнем достигать большего – вкладывать в танец эмоции, придумывать характеры… То, что увидят ростовчане, это прообраз спектакля, идущего ныне на сцене Маринки в Санкт-Петербурге. На мой вгляд, это лучшая версия балета Чайковского. Он академичный, лаконичный и танцевать его для труппы очень полезно. Труппа всегда будет в форме, если будет танцевать классику. Да, в нем романтичная концовка: добро побеждает зло. И это вполне логично.

Должна признаться, этот балет очень трудный. У самого Чайковского драматургия не была безупречной, спектакль до конца не выстроен. Кое-что можно легко переставить в другое место. Да и тот факт, что знаменитая «лебединая» тема взята Чайковским из уничтоженной им оперы «Ундина» может насторожить. В тот момент Петр Ильич, уже признанный гений, делал первые шаги как балетный композитор, осваивал новый для себя жанр. А позднее он и в балетном театре стал тем мастером, которым будет восхищаться весь мир.

О черном и белом лебеде

В истории «Лебединого озера» был период, когда обе роли – Одетты и Одилии – исполняли две балерины. Да и сейчас это практикуется в некоторых театрах, особенно, если балерине их исполнить тяжело физически. Это по технологии разные, полярные роли. Но та балерина, которая станцует обе партии, имеет право на многое.

О балетоманах

Среди поклонников балета, которых принято называть «балетоманами», поменялось отношение к искусству, да и сами они стали другими. Раньше ведь ходили на исполнителя, а сейчас ходят на спектакль. Сейчас часто относятся без трепетной любви и пиетета к балету и балетному миру. Наступил век ложной демократизации. Но только это никакая не демократизация, это анархия. Интернет дает возможность выплеснуться серости и грязи. В целом, наше общество нездорово и, как следствие – уходит культура театра. Надеюсь, в Ростове всё будет по другому.

Справка НГ:
Габриэла Комлева (род. в 1938) - причислена к легендам петербургской сцены.
С отличием закончила Хореографическое училище им. А. Вагановой (педагоги: В. Костровицкая, В. Мей) и Консерваторию (мастерская П. Гусева).
В 1957-1988 прима-балерина Кировского (Мариинского) театра. С 1979 г. педагог и балетмейстер-репетитор Мариинского театра. С ней работали С. Гильем, Н. Грачева, Г. Мезенцева, Дж. Мун, Л. Макуха, К. Кырб и др.
Осуществляет перенос классических спектаклей на другие сцены - отечественные и зарубежные. Снялась во многих фильмах. Ведущая телевизионных и радио передач.
С 1987 г. руководит мастерской на кафедре хореографии Консерватории по специальности "балетмейстер-репетитор". Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии России, лауреат Международного и Всесоюзных конкурсов. Профессор. Отмечена как лучший репетитор на Международном конкурсе в Москве (1993). Удостоена звания "Мэтр танца" (2005). Международным биографическим институтом неоднократно признавалась "Женщиной года".


Загрузка...