Галкин - единственный в истории флота дезертир
Когда командир подлодки Щ-303 Иван Травкин прибыл на мостик, то увидел старшину Бориса Галкина, который махал немецким кораблям белой наволочкой.
Бориса Галкина считают единственным советским подводником-предателем
Когда командир подлодки Щ-303 Иван Травкин прибыл на мостик, то увидел старшину Бориса Галкина, который махал немецким кораблям белой наволочкой. Командир окрикнул старшину, но в ответ Галкин только нецензурно сказал, что «просто хочет жить». Так он стал единственным дезертиром в истории советского флота.
Разведка боем
Подводная лодка Щ-303 в мае 1943 года отправилась в поход в устье Финского залива для разведки немецкой противолодочной обороны. С первого дня на пути появились трудности. Борт лодки процарапала немецкая мина, которая чудом не взорвалась. А после команде на протяжении четырех суток приходилось уходить от финских и немецких патрулей. Лодка не могла зарядить свои аккумуляторные батареи, не имея возможности подняться. Команде удалось продолжить движение, но они наткнулись на противолодочную сеть, которая перекрывала выход в Балтику из Финского залива.
Ситуация оказалась критической – аккумуляторы разрядились, воздуха не хватало, а на поверхности курсировали вражеские корабли. Насколько моряки были измотаны, описывают в книге «Щуки. Легенды Советского подводного флота» Кулагин и Морозов. Моряки испытывали удушье и ожидали нападения. Многие находились в полубредовом состоянии и только благодаря капитану еще держались. Он обходил отсеки и подбадривал экипаж.
«Больше не могу»
На десятый день похода, 21 мая 1943 года внезапно погас свет, а проснувшийся Иван Травкин понял, что его заперли в отсеке. Освобождать капитана пришли старшина радистов Алексеев и гидроакустик Мироненко. Дверь старшины тоже была заблокирована ящиком, но совместными усилиями они смогли ее выбить. Травкин увидел свет из рубочного люка и поднявшись по трапу на мостик, увидел старшину Бориса Галкина. Он отчаянно махал вражеским кораблям наволочкой, которую снял с подушки соседа по каюте. Травкин начал расспрашивать старшину о том, что произошло, была ли авария. На что Галкин просто ответил, что устал плавать и ему хочется жить.
Спустя время, сам Иван Васильевич Травкин написал мемуары «Всем смертям назло». В них Травкин рассказывал, как сильно сожалел, что на тот момент оставил пистолет в каюте, так что не смог «пристрелить гада». Чтобы выиграть время командир тоже начал что-то кричать немцам и понял, что они уже спускают шлюпку. В это время центральный пост уже докладывал о готовности. Травкин скомандовал погружение. Подлодка стремительно легла на дно, взяв курс под вражеские корабли, а предателя оставили наверху.
Немцы, опомнившись, начали бросать подводные бомбы, которых было не меньше сотни. Серьезных повреждений удалось избежать, но в лодку сочилась вода и погасло освещение.
«Куда ты денешься с подводной лодки»
Главный старшина Борис Галкин родился у Москве в 1915 году. В 1937 году он зарекомендовал себя морально устойчивым, ответственным человеком и поступил на флот. Он получил орден боевого Красного Знамени в 1942 году, а во время рокового похода было написано постановление на второй орден.
Неизвестно, почему человек, которого ценил коллектив и руководство, так внезапно решился на предательство. Хотя, существуют некоторые документальные доказательства того, что галкин помогал завербовывать командира подлодки С-7 Сергея Лисина, перейдя на сторону нацистов. В книге «Тайна подводной войны», историк Стрельбицкий напечатал переводы немецких архивных документов. В них находятся и допросы Бориса Галкина, касаемо деятельности советских кораблей и подлодок в Балтике.
Судьба дезертира наверняка не известна. Но Травкин вспоминает, что после взятия Берлина Галкина поймали и передали для правосудия советским войскам. Он считает, что старшина получил по заслугам, ведь именно такова участь всех предателей.