Гараж Николая II - императора, который не проникся техникой с первого раза

В современном мире без автомобиля никак не обойтись. Но в царской России самоходные машины прижились не сразу. Даже император с первого раза не оценил всю их прелесть.

Представить современный мир без машин просто невозможно. Они так прочно вошли в наш обиход, что мы не мыслим себя без "железных коней". Странно, но император Николай II, будучи просвещенным монархом, не сразу распознал в самоходной машине столь нужно и ценное изобретение.

Император Николай II впервые познакомился с самоходной машиной в 1895 году, когда ему продемонстрировали паровой трицикл «Millet» французского производства. Тогда молодой правитель не оценил чудесный механизм и даже не подумал о приобретении автомобиля. Осознание всей пользы и практичности изобретения пришло к нему гораздо позже.

Помог императору проникнуться машинами князь Владимир Николаевич Орлов, который в 1903 году частенько приезжал в Царское Село на своем автомобиле. Он вывозил императора на автомобильные прогулки. Тогда Николай II, решив, что нельзя больше «злоупотреблять добротой князя Орлова», подумал о покупке собственного автомобиля.

Автопарк царской семьи рос очень быстро

Благодаря поддержке Орлова, выступившего в качестве эксперта, царский гараж начал существовать  с 1905 года. Первыми в него попали два автомобиля марки «Delaunay-Belleville». По меркам того времени покупка обошлась двору не дешево – в 18 400 рублей. Орлов возглавил гараж и стал стремительно его расширять. В 1906 году в собственности царской семьи уже было шесть транспортных средств.

В 1908 году штат гаража императорской семьи включал в себя 26 сотрудников, а на начало Первой мировой войны – уже 80. Император не скупился на пополнение и обслуживание своего автопарка. За три года эта статья расходов выросла с почти 70 000 рублей до без малого 100 000 рублей.  


Самый роскошный «железный конь» был куплен в 1909 году за 23 000 рублей. Автомобиль «Delaunay-Belleville – 70 S.M.T.» весил 4 тонны, а мощность в 70 лошадиных сил позволяла ему разогнаться до 100 км/ч.
В связи с катастрофическим недостатком водителей, в то время жалование сотрудника императорского гаража составляло от 90 до 100 рублей. При том, что подпоручик царской армии довольствовался 70 рублями.

Цесаревич Алексей за рулем

Не обижал вниманием император и своего наследника цесаревича Алексея II. Ему был куплен маленький автомобильчик «Пежо - беби», весивший всего 350 кг. Несмотря на небольшие размеры транспортное средство развивало скорость 60 км/ч. Именно поэтому больной гемофилией Алексей не так часто сидел за рулем, ведь полученная даже мелкая травма могла стать смертельной.


Император любил открытые машины, подчеркивая тем самым близость государя и народа. Царская охрана немало понервничала из - за такого пристрастия. В такое неспокойное время могли произойти любые провокации.


После революции содержимое императорского гаража национализировали. Большевикам досталось поистине царское наследство – 56 «железных коней», общей стоимостью 1000 000 рублей.