История жезла регулировщика началась с «водителей кобыл»

В годы царской России «водители кобыл» и самобеглых колясок должны были видеть издали, что от них требуют. Градоначальник столичного Санкт-Петербурга Даниил Драчевский в 1907 году издал указ, по которому дорожные регулировщики получали специальную палку.


В годы царской России «водители кобыл» и самобеглых колясок должны были видеть издали, что от них требуют. Градоначальник столичного Санкт-Петербурга Даниил Драчевский в 1907 году издал указ, по которому дорожные регулировщики получали специальную палку. Это была деревянная трость 90 сантиметров длиной, белого цвета. Ее нужно было носить с собой в кожаном чехле.

Тростью можно было подавать только два знака: указывать на машину, которой нужно было остановиться или поднять трость вверх и делать ею вращательные движения. Последний знак означал, что все участники дорожного движения должны остановиться.

Желтый жезл с красной ручкой

Цвет жезла изменился с приходом к власти большевиков с провокационно белого на идеологически верный. Желтый жезл с красной ручкой длиной 49 сантиметров пришел на смену белому в ноябре 1922 года. В этом году разработали специальную конструкцию для постовых. Там пояснялось, что такое жезл и как им нужно пользоваться. Регулировщикам запрещалось делать лишних движений. Разрешено было только опускать и поднимать жезл. В Советской России практически не было светофоров. Из-за этого приходилось выставлять постовых на всех городских перекрестках. Первый светофор в Москве в 1924 году появился на Кузнецовском мосту. Жезлов не хватало на всех и постовым приходилось самостоятельно выпиливать жезл из дерева, а потом красить в соответствующие цвета.

Белые перчатки

В 1930-е годы было решено вообще отменить жезлы. Вместо жезлов милиция получала белые перчатки. По задумке властей, перчатки должны были быть не менее заметными. Но судя по всему, задумка не оправдала надежд. «Полосатые палочки» вернулись к службе 27 апреля 1939 года.

В этом году вступил в силу циркуляр Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД ССCP/ Фото: © novznania 

Там было предусмотрено введение специального черно-белого жезла. С его помощью милиция должна была заниматься регулировкой на дорогах.

Черно-белый жезл

Оказалось, что именно черно-белый предмет среди дневных красок будет больше привлекать внимание. А когда становится темно и цветное становится серым, лучше всего видно тоже черно-белый предмет. У человека черно-белое зрение гораздо острее цветного. Вероятно, эта особенность перешла к нам от предков, которые охотились по ночам.

Но в 1960-е годы милиция снова лишилась жезлов. С 1961 по 1963 год в Москве проводили эксперимент и у милиции палочек не было. Вместо них в форму добавили новые краги. Эксперимент посчитали успешным и милиционеры регулировали движение руками. В 1969 году палочки снова вернули, но на этот раз уже на длительное время.

В будущем жезл не один раз пытались модернизировать. К нему приделывали нож, свисток, фонарик, компостер для пробивания дырок в правах и даже шокер. / Фото: © ekabu

Все эти эксперименты так и не прижились. За столько лет изменился только материал изготовления – теперь его делают из пластика.

Музей жезлов

В Курской области находится самый интересный музей жезлов. Это частная коллекция начальника Госавтоинспекции Курской области – полковника полиции Нарыкова Александра Викторовича. За все время работы в органах ему удалось собрать больше 40 жезлов, причем, не только в нашей стране, но и в других странах.

Некоторые из экземпляров больше напоминают, не милицейские жезлы, а мечи из «Звездных войн»./ Фото: © joyreactor». 

Но этому удивляться не стоит. В некоторых странах мира, к примеру в Азии и Африке у милиции красные жезлы, а в Европе пользуются жезлами с красным катафоном с фонарем на конце. В Америке, как правило, вообще не регулируют движение с помощью жезлов.