В начале октября 1941 года над Ленинградом был сбит немецкий самолет Me-109. Пилот был вынужден посадить судно на окраине города. Пока немца арестовывали собралась толпа зевак, среди которых оказался знаменитый химик-органик Александр Дмитриевич Петров. Он обратил внимание на пробитые баки самолета, из которых стекало топливо.

Проявив чисто профессиональное любопытство, он решил выяснить на чем летают самолеты противника и подставил под струю пустую бутылку. В лаборатории он исследовал полученную пробу и провел с ней ряд экспериментов. Во время исследований Петров обнаружил, что температура замерзания авиационного бензина немцев была минус 14ºC. В то время как отечественное топливо имело порог в 60ºC.

Это открытие позволило понять, почему самолеты противника не забираются на большие высоты. Тут же возник новый вопрос: как они будут взлетать, когда температура воздуха опустится ниже минус пятнадцати?

самолет Ме-109

Химик решил, что эта информация очень важная и добился приема у заместителя командующего ВВС Северо-Западного фронта, у которого «в лоб» заявил, что как можно уничтожить вражеские самолеты.

Генерал, выслушав Петрова, проявил интерес к полученной информации. Для того, чтобы собрать более подробную информацию химику были доставлены образцы с аналогичных вражеских самолетов. В общих чертах результаты были аналогичны.

На основе полученных данных и в строгой секретности русские войска начали готовить операцию против вражеских войск и ждать…мороза. В это время разведчики предоставили воздушные фотоснимки аэродромов противника в Гатчине и Сиверской.

Утром 6 ноября, когда температура упала до нужного уровня, в воздух поднялся 125-й бомбардировочный авиаполк майора Сандалова. С высоты в 2550 метров они обрушились на вражеские флюгплацы. Однако немцы ничего не могли поделать – мороз был ниже 20 градусов.За этим налётом последовали налёты на другие аэродромы противника.

В результате немцы понесли существенные потери и на некоторое время потеряли боеспособность. Массированные бомбовые удары по Ленинграду они смогли восстановить лишь к апрелю 1942 года.

Вот такая удивительная история. Сам химик Петров был эвакуирован в Москву. В 1947 году он возглавил лабораторию института органической химии АН СССР. В 1964 году он умер.