И именно в гидроавиации конструкторы смогли сделать передовые машины, которые оказались совершеннее зарубежных образцов, и впоследствии вытеснили их из российской морской авиации.

Дмитрий Павлович Григорович был самым известным конструктором гидросамолетов в те времена. Свой первый самолет G-1 он начал строить из бамбука и занимался им почти два года. Но самолет так и остался незавершенным. Тем не менее его первые опыты по проектированию послужили хорошей инженерно-технической школой. Григорович понимал, что без финансовой поддержки, без общественного интереса к постройке отечественных самолетов проектирование и их строительство невозможно.

В 1910 году Дмитрий Павлович окончил институт и переехал из Киева в Санкт-Петербург, где стал журналистом. Однако такая деятельность полностью не удовлетворяла энергичную натуру Григоровича. Будучи в расцвете сил, он уже испытал радость от создания самолета. В характере этого человека сочетались интеллект и колоссальная физическая сила. Он обладал редчайшим инженерным чутьем, любил и знал много языков, абсолютно свободно читал зарубежную авиационную прессу.

В начале 1913 года промышленники М. А. Щербаков и С. С. Щетинин открыли авиационный завод. На этот завод управляющим поступил Григорович. Летом того же года летчик авиации Балтийского флота Д. Н. Александров, по воле случая, разбил французский летательный аппарат "Донн-Левек". После безуспешных обращений на другие заводы, боясь наказания за аварию, он приехал на Щетининский завод. Д. П. Григорович заинтересовался аппаратом и уговорил Щетинина отремонтировать его, задавшись целью изучить его конструкцию. В процессе ремонта лодки конструктор произвел ее реконструкцию, одновременно разработал чертежи для своего летающего катера М-1 с мотором “Гном” в 50 л. с. Осенью 1913 года двухместный летающий катер М-1 был готов и совершил свой первый полет.

В 1913-1915 годах Григорович сооружает еще 3 типа летающих лодок М-2, М-3, М-4. Лодки М-3, М-4 имели и другие названия: Щ-3, Щ-4 (Щетинин-третий и четвертый). На них были установлены двигатели мощностью 80 и 100 лошадиных сил. По летным характеристикам машины мало чем отличались от М-1. В то же время М-4 имел ряд конструктивных доработок и был выпущен в 4-х экземплярах.

Григорович приобрел определенный опыт, чтобы впоследствии разработать более совершенные формы корпуса лодки, конструкцию коробки биплана и всей компоновки самолета. Все это воплотилось в очень успешной летающей лодке М-5, выпущенной на Щетининском заводе весной 1915 года. 12 апреля того же года катер выполнил свой первый боевой полет, подтвердив высокие летные данные. Катер М-5 серийно выпускался до 1923 года. М-5 стала самой популярной и известной летающей лодкой начала ХХ века. Небольшая и, на первый взгляд, хрупкая конструкция позволяла взлетать и садиться на волнах высотой до полуметра. Удачно подобранный профиль дна не вызывал ощущения "прилипания", позволяя легко отрываться от поверхности воды.

С 1916 года лодки были переоборудованы в учебные машины, и в этом качестве они продолжали свою службу. Высокий запас прочности, а также легкость управления отлично подходят для учебно-тренировочных самолетов. Нет никаких сомнений, что удачные конструкторские решения поставили лодку М-5 в ряд выдающихся самолетов своего времени.

Д. П. Григорович разработал и построил три опытных гидросамолета М-6, М-7, М-8. Но самым успешным оказался летающий катер М-9, созданный в конце 1915 года. Испытания его летных, тактических и мореходных свойств, длившиеся всего 16 суток, показали высокие результаты. Этот катер мог осуществлять разведку, патрулирование и бомбометание. М-9 был первым летающим катером в мире, оснащенным радиостанцией и автоматической пушкой. Аппарат получился надежным, маневренным и простым в управлении. 17 сентября 1916 года лейтенант Я. Я. Нагурский выполнил две петли по Нестерову на М-9. Полет был зафиксирован как мировой рекорд. При этом на борту воздушного судна также находился пассажир. О высоких пилотажных качествах М-9 говорит тот факт, что на нем летал А. Прокофьев-Северский, у которого вместо левой ноги был протез.

После выпуска М-9 Д. П. Григоровичем были созданы катера М-11, М-12, М-16, гидроэлектростанции специального назначения (ГАСН) и морской крейсер (МК-1). Многие из этих автомобилей были оригинальными и первыми в мире в своем классе.

М-11 стал первым в мире истребителем-гидросамолетом. Это была очень маленькая летающая лодка, оснащенная двигателем в 100 л.с.В целях защиты летчика и основных агрегатов Григорович использовал стальной лист бронирования в 4-6 мм. Первый экземпляр построен в июле 1916 года. К сожалению, двигатель на реактивном истребителе был слабым, что вместе с дополнительным весом брони делало истребитель малоэффективным.

ГАСН был первым в мире торпедоносным гидропланом. Это был довольно большой поплавковый биплан, оснащенный двумя 220-сильными двигателями. Этот самолет предназначался для торпедных атак. Он был вооружен огромными 450-килограммовыми торпедами, подвешенными под фюзеляжем. Во время испытаний отмечалась прекрасная мореходность лодки. Однако в связи со сложными политическими событиями 1917 года строительство лодки было приостановлено.