Летающие лодки Григоровича: как появился первый воздушный флот
Существенная часть самолетного парка дореволюционной России была представлена самолетами иностранных марок. Тем не менее, гидроавиация являлась одним из немногих направлений авиации тех лет, где строительство отечественных машин осуществлялось в больших масштабах.
И именно в гидроавиации конструкторы смогли сделать передовые машины, которые оказались совершеннее зарубежных образцов, и впоследствии вытеснили их из российской морской авиации.
Дмитрий Павлович Григорович был самым известным конструктором гидросамолетов в те времена. Свой первый самолет G-1 он начал строить из бамбука и занимался им почти два года. Но самолет так и остался незавершенным. Тем не менее его первые опыты по проектированию послужили хорошей инженерно-технической школой. Григорович понимал, что без финансовой поддержки, без общественного интереса к постройке отечественных самолетов проектирование и их строительство невозможно.
В 1910 году Дмитрий Павлович окончил институт и переехал из Киева в Санкт-Петербург, где стал журналистом. Однако такая деятельность полностью не удовлетворяла энергичную натуру Григоровича. Будучи в расцвете сил, он уже испытал радость от создания самолета. В характере этого человека сочетались интеллект и колоссальная физическая сила. Он обладал редчайшим инженерным чутьем, любил и знал много языков, абсолютно свободно читал зарубежную авиационную прессу.
В начале 1913 года промышленники М. А. Щербаков и С. С. Щетинин открыли авиационный завод. На этот завод управляющим поступил Григорович. Летом того же года летчик авиации Балтийского флота Д. Н. Александров, по воле случая, разбил французский летательный аппарат "Донн-Левек". После безуспешных обращений на другие заводы, боясь наказания за аварию, он приехал на Щетининский завод. Д. П. Григорович заинтересовался аппаратом и уговорил Щетинина отремонтировать его, задавшись целью изучить его конструкцию. В процессе ремонта лодки конструктор произвел ее реконструкцию, одновременно разработал чертежи для своего летающего катера М-1 с мотором “Гном” в 50 л. с. Осенью 1913 года двухместный летающий катер М-1 был готов и совершил свой первый полет.
В 1913-1915 годах Григорович сооружает еще 3 типа летающих лодок М-2, М-3, М-4. Лодки М-3, М-4 имели и другие названия: Щ-3, Щ-4 (Щетинин-третий и четвертый). На них были установлены двигатели мощностью 80 и 100 лошадиных сил. По летным характеристикам машины мало чем отличались от М-1. В то же время М-4 имел ряд конструктивных доработок и был выпущен в 4-х экземплярах.
Григорович приобрел определенный опыт, чтобы впоследствии разработать более совершенные формы корпуса лодки, конструкцию коробки биплана и всей компоновки самолета. Все это воплотилось в очень успешной летающей лодке М-5, выпущенной на Щетининском заводе весной 1915 года. 12 апреля того же года катер выполнил свой первый боевой полет, подтвердив высокие летные данные. Катер М-5 серийно выпускался до 1923 года. М-5 стала самой популярной и известной летающей лодкой начала ХХ века. Небольшая и, на первый взгляд, хрупкая конструкция позволяла взлетать и садиться на волнах высотой до полуметра. Удачно подобранный профиль дна не вызывал ощущения "прилипания", позволяя легко отрываться от поверхности воды.
С 1916 года лодки были переоборудованы в учебные машины, и в этом качестве они продолжали свою службу. Высокий запас прочности, а также легкость управления отлично подходят для учебно-тренировочных самолетов. Нет никаких сомнений, что удачные конструкторские решения поставили лодку М-5 в ряд выдающихся самолетов своего времени.
Д. П. Григорович разработал и построил три опытных гидросамолета М-6, М-7, М-8. Но самым успешным оказался летающий катер М-9, созданный в конце 1915 года. Испытания его летных, тактических и мореходных свойств, длившиеся всего 16 суток, показали высокие результаты. Этот катер мог осуществлять разведку, патрулирование и бомбометание. М-9 был первым летающим катером в мире, оснащенным радиостанцией и автоматической пушкой. Аппарат получился надежным, маневренным и простым в управлении. 17 сентября 1916 года лейтенант Я. Я. Нагурский выполнил две петли по Нестерову на М-9. Полет был зафиксирован как мировой рекорд. При этом на борту воздушного судна также находился пассажир. О высоких пилотажных качествах М-9 говорит тот факт, что на нем летал А. Прокофьев-Северский, у которого вместо левой ноги был протез.
После выпуска М-9 Д. П. Григоровичем были созданы катера М-11, М-12, М-16, гидроэлектростанции специального назначения (ГАСН) и морской крейсер (МК-1). Многие из этих автомобилей были оригинальными и первыми в мире в своем классе.
М-11 стал первым в мире истребителем-гидросамолетом. Это была очень маленькая летающая лодка, оснащенная двигателем в 100 л.с.В целях защиты летчика и основных агрегатов Григорович использовал стальной лист бронирования в 4-6 мм. Первый экземпляр построен в июле 1916 года. К сожалению, двигатель на реактивном истребителе был слабым, что вместе с дополнительным весом брони делало истребитель малоэффективным.
ГАСН был первым в мире торпедоносным гидропланом. Это был довольно большой поплавковый биплан, оснащенный двумя 220-сильными двигателями. Этот самолет предназначался для торпедных атак. Он был вооружен огромными 450-килограммовыми торпедами, подвешенными под фюзеляжем. Во время испытаний отмечалась прекрасная мореходность лодки. Однако в связи со сложными политическими событиями 1917 года строительство лодки было приостановлено.