"Лунный поезд" и база "Звезда" - как Королёв строил лунное будущее СССР

В 1960-е годы Советский Союз занимался разработкой амбициозного проекта. Власти СССР хотели обустроить на Луне долговременную базу. К слову, когда программа уже вышла на завершающую стадию, возникли непредвиденные обстоятельства и ученым пришлось свернуть проект.

Возможности проекта

Сегодня для российской космонавтики одним из важных направлений является строительство лунной базы. Несмотря на то, что реализовать программу очень сложно, она требует существенные финансовые затраты, а также нестандартные технические решения, отправка на Луну автоматических и пилотируемых аппаратов планируется в ближайшие 15 лет.

База на Луне позволит проводить научные эксперименты в области астрономии биологии, геологии. Кроме того, в поверхностных слоях спутника Земли содержится гелий-3, который используется в термоядерных реакциях. Запасы вещества могут достигать 2,5 млн т, то есть, как минимум, тысячу лет, человечество будет обеспечено энергетическими потребностями.

Конструктор Сергей Королев / Фото: ©sputnik-ossetia.ru

Идея организации лунной базы впервые возникла у Константина Циолковского, однако реализация амбициозных планов началась лишь в 60-е годы. Конструктор Сергей Королев имел свои взгляды на освоение Луны, он настаивал на создании постоянно действующей лунной базы. И в 1962 году он поручил ГСКБ «Спецмаш», под руководством Владимира Бармина, разработать проект лунной базы.

Бармин руководил проектированием стартовых площадок, откуда отправлялись в космос все советские ракеты. Его проекты отличались надежностью и простотой: именно такой должна была стать станция на Луне. Амбициозный проект получил название «Звезда» и в документах ГСКБ «Спецмаш» значился как «ДЛБ» (Долговременная лунная база).  

Стоит отметить, что «Звезда» и в настоящее время считается самым серьезным проектом освоения спутника. По некоторым сведениям, база на Луне могла стать идеальной площадкой для размещения ракетных комплексов и отслеживающей аппаратуры, которые могли служить как для гражданских, так и для военных целей.

«Лунный поезд»

Лунный поезд / Фото: ©rbk.ru

Постоянное место для станции должны были выбрать автоматические аппараты с помощью картографирования участка, забора лунного и обследование района строительства. Подготовительные работы возлагали «на плечи» тяжелого беспилотного лунохода, который был спроектирован специально для этих действий и оснащен сканером, который фиксировал препятствия и принимал решение о дальнейшем маршруте.

Небольшая техника на Луне должна была работать от солнечных батарей и аккумуляторов, а транспортные средства, предназначенные для перевозки крупногабаритных грузов и экипажа планировали оснастить мобильными атомными реакторами.

Конструкторы разработали «лунный поезд» схожий с земным санно-тракторным поездом, который колесил в Антарктиде. Однако, «лунный поезд» был оснащен колесами, а не гусеницами. Причина тому – сила тяжести, которая на спутнике в 6 раз меньше, чем на Земле. Каждое колесо, согласно проекта, имело собственный электромотор. Сам поезд состоял из тягача с ядерным движком мощностью 10 кВт, буровой установки и жилого вагончика.

Комфорт - превыше всего

Лунный дом / Фото: ©hsto.org

Конструкторы изначально планировали оборудовать лунные жилища в естественных пещерах или нишах. Однако, позже было решено воспользоваться уже пройденным путем и взять за основу методы строительства антарктических станций, естественно, с учетом особенностей условий на Луне.

Конструкция лунных жилищ предполагала сферические и цилиндрические модули длиной 8,6 метров, диаметром - 3,3 метра; массой - 18 тонн.  Всего было запланировано 9 модулей с разным предназначением: лаборатория, столовая, мастерская, медпункт и спортзал, хранилище, камбуз, жилые помещения.

Интерьер модулей должен был состоять из надувной мебелью. Каждая жилая ячейка предусматривалась для двух человек. Для комфортного проживания была подобрана специальная цветовая гамма и новые виды освещения.

Космонавт Алексей Леонов, который участвовал в разработке концепции помещений даже предложил соорудить бассейн. На территории ГСКБ «Спецмаш» был воссоздан полноразмерный макет лунной базы  и был одобрен космонавтами.

Предполагалось, что работа на станции будет вестись вахтовым методом: команда из 12 человек на протяжении 6 месяцев будет пребывать на базе, после их сменит другая команда из 12 человек. На тот момент были подобраны экипажи для лунных кораблей, а полеты планировались на конец 80-х.

Возможно, данный проект увенчался бы успехом, однако сверхтяжелая ракета-носитель Н-1, с помощью которой должны были доставлять базу на Луну, дала сбой. Последующие попытки также закончились аварией. В связи с этим 24 ноября 1972 года  программа была закрыта, а реализация идеи строительства лунной базы была отложена.