Московское метро: неожиданные и малоизвестные факты

Московское метро хранит множество тайн и загадок. Говорят, что там даже есть некие «тайные» станции, правда, они закрыты для посещения (где входы в них практически никто не знает, они замурованы). Сегодня в статье — малоизвестные и неожиданные факты.


Московское метро

Центральный зал станции «Арбатская»/ Фото: © Википедия

Московское метро — это общественный транспорт на электрической тяге, находящийся на территории Москвы и области. Это метро стало первым в странах бывшего СССР и СНГ. Кстати, сейчас оно находится на шестом месте по частоте использования. А вот длина эксплуатируемых линий его занимает первое место в Европе, и четвертое во всем мире.

Открылось московское метро 15 мая 1935 года. В этот день была запущена первая линия. Люди могли доехать от станции «Сокольники» до станции «Охотный Ряд» с ответвлением на «Парк культуры» и «Смоленскую».

Состоит Московское метро из 14 линий. Их протяженность — 408,1 км. Всего насчитывается 232 станции. У каждой из них своя история… Именно поэтому 48 станций являются объектами культурного наследия, а 40 — памятниками архитектуры.

К 2023 году в Москве планируют построить ещё 67 км новых линий и 27 станций метро.


Истории строительства

Центральный зал станции «Парк культуры»/ Фото: © Википедия

Москва, как и другие многомиллионные города в 1930-ых годах столкнулся с проблемой пробок. В то время население было около 3 млн человек. После того, как центр города начал практически стоять в час-пик, власти поняли, что нужно срочно начинать строительство метро. 6 января 1931 года движение по улицам Москвы было полностью парализовано, и через 4 дня строители приступили к копанию траншеи на Русаковской улице. Хотя, раньше, ещё в начале XX века, о строительстве говорили, но до дела так и не доходило.

В начале власти хотели сделать неглубокое метро, однако молодой инженер настоял, чтобы линии проходили на большой глубине. Вениамин Маковский написал статью по этому поводу в газете «Правда», и его услышали. Лазарь Каганович поддержал инженера, а потом это сделал и сам Сталин. В результате вырытые наспех траншеи засыпали, и начали бурить новые, глубокие.

Строительство первой линии метро/ Фото: © Википедия

Кольцевая линия метро тоже не без истории. Одно время ходили слухи, что её строительство было вообще случайностью. Сталину на стол принесли карту развития московского метро, а он в это время пил кофе — чашку поставил на карту, и от неё образовался круг. Никто из подчиненных с ним спорить не стал. Так и получилась кольцевая линия.

Центральный зал станции «Площадь Революции»/ Фото: © Википедия

На самом деле, это всё сказки, и кольцевая линия была в плане ещё начала XX века. Просто в этот раз идею получилось реализовать.

Символ московского метро — бука М. С ней определились сразу, а вот с её эскизами были проблемы. Каждый представлял «М» по-своему, и власти решили объявить конкурс. Было принято 97 работ, только вот ни одна «начальству» не понравилась. Решили пригласить профессионала. Эмблема была разработана архитектором Иваном Георгиевичем Тарановым (он, кстати, проектировал и 11 станций метро).

Первым пассажиром метро Москвы стал рабочий П. Н. Латышев — он приобрел билет А№0001. Иностранные коллекционеры предлагали ему кучу денег за этот клочок бумаги, но он его так и не продал. Сказал, что будет хранить его до конца жизни.

С 15 мая 1935 года прошло больше 85 лет. И всё это время метро работало постоянно. Ну кроме одного дня — 16 октября 1941 года. В этот момент немцы подходили к Москве, и был разработан план, в рамках которого половину метро должны были заминировать, а другую — затопить. Правда, власти побоялись паники среди населения, и решили этого не делать. 17 октября метро уже работало в штатном режиме.

Павильон станции «Красные ворота»/ Фото: © Википедия

В 1556 году в Серпухове (Московская область) был построен белокаменный кремль. Вы спросите, причем тут метро? Всё очень просто — в 1934 году кремль был разобран ради строительства метрополитена. Правда, практически весь камень был испорчен, и его, в основном, растащили…

Курировал строительство Лазарь Моисеевич Каганович. Сначала его заслуги отметили, и назвали метро в его честь, но вскоре оно стало им. Ленина, так как все боролись со Сталиным, его режимом и его соратниками, а он был таковым.

Первые станции метро были невероятно красивыми и непохожими друг на друга. До сих пор иностранцы (да и жители провинции) ходят туда как в музей. Но потом всем известный гражданин Хрущев решил, что негоже им быть такими, и приказал, чтобы их все строили по одному проекту, а не по разным.

Объявлять станции в метро придумали тоже не сразу — только в 1951 году. А в 1984-ом это начали делать двумя голосами: мужским (когда состав двигался к центру города), и женским, когда он двигался в обратном направлении.


Неожиданные и малоизвестные факты

Павильон станции «Тропарёво»/ Фото: © Википедия
  • В день московское метро пропускает через себя около 8 миллионов человек! Столько не во всех странах живет!
  • Первый проект московского метро был отвергнут церковью! Духовенство заявило, что «человек, созданный по образу и подобию божьему, может унизить себя, спустившись в преисподнюю».
  • Первые талоны метрополитена были картонными, и действовали они всего 35 минут.
  • Турникеты появились только в 1959 году.
  • В метро существует знак экстренного торможения. Если Вы видите, что человек находится на рельсах, постарайтесь привлечь внимание машиниста, и нарисуйте рукой в воздухе круг.
  • В метро нет ни одной мусорки! Их убрали ещё в начале 90-ых в рамках мер предосторожностей от терроризма.
  • Знаете, чем пахнет метро? Этот запах кому-то нравится, а кому-то нет. А пахнет так вещество креозот — им обрабатывают деревянные шпалы, чтобы они не гнили.
  • Раньше в метро была химическая лаборатория. Она располагалась в 1940-ом году на станции «Динамо». Организована она там была из-за того, что на глубину 40 метров не проникало космическое излучение.
  • На станции метро «Таганская» есть бункер, правда, уже не рабочий. Он был построен на случай ядерного удара, а в 1995-ом году его рассекретили. Пришлось делать музей.
  • Плиты с именами героев войны 1812 года с разобранного Храма Христа Спасителя использовались для строительства ступенек метро — так что, мы ходим по именам героев…