"Нам нужны только топливо и продукты, а до дома мы доплывем сами" - сказали американцам изможденные будущие советские герои
В 1960 году 20 века произошла удивительная история с четырьмя советскими парнями, потрясшая весь мир. Молодые люди сумели выжить после 49 дней дрейфа в Тихом океане (официальная версия 49 дней, фактически – 51 день).
Благодаря дружбе, силе воле, оптимизму, «четверка» сумела выжить в чудовищных условиях
Эта история началась в январе 1960-го года на острове Итуруп Южно-Курильской гряды. Остров примечателен тем, что из-за каменистого мелководья доставка грузов на него кораблями сильно затруднена. Поэтому имелся некий плавучий причал в виде самоходной танкодесантной баржи Т-36, выполнявшей функцию перевалочного пункта. На самом дел это был небольшой корабль водоизмещением сто тонн, длиной по ватерлинии в 17 метров, шириной 3,5 метра и осадкой — чуть более метра. Баржа развивала максимальную скорость в 9 узлов и, с целью ее безопасности, не могла удаляться от берега более чем на 300 метров.
17 января 1960 года разыгрался шторм: около 9 часов утра ветер достигал 60 метров в секунду. Баржа сорвалась со швартовки и была унесена в открытое море. На борту судна находились четверо молодых солдат, самым старшим было по 21 лет: младший сержант Асхат Зиганшин, рядовой Анатолий Крючковский, рядовым Филиппу Поплавскому и Ивану Федтову было по 20 лет. После шторма на берегу были найдены некоторые вещи с баржи, и военное командование решило, что баржа вместе с находившимися на ней людьми погибла. Соответствующее известие было передано родным молодых людей.
В это время на борту Т-36 четверо солдат отчаянно боролись со стихией. На 10-ти часовую борьбу были потрачены все запасы топлива. Высоченные 15-метровые волны сильно потрепали баржу и ее все дальше уносило в открытый океан, связи с берегом не было, в трюме была течь. Стоит отметить, что солдаты не были моряками — они служили в инженерно-строительных войсках или «стройбате»: на баржу их отправили разгружать грузовое судно. Из продовольствия на барже почти ничего не было, лишь буханка хлеба, 2 банки тушёнки, банка жира и несколько ложек крупы, а также 2 ведра картошки, пропитанные мазутом из-за шторма. Питьевая вода оказалась непригодной к питью – она частично перемешалась с морской. На судне оказалась печка-буржуйка, спички и несколько пачек «Беломора». По окончанию шторма, сержант Асхат Зиганшин нашёл в рубке газету «Красная звезда», в которой было отмечено, что в районе, куда их уносило, должны проходить учебные ракетные пуски, то есть данная область была объявлена небезопасной для мореплавания и в этом направлении их искать точно не будут до окончания учений.
Было решено ждать и держаться. Пресную воду они брали из системы охлаждения двигателей. Она была ржавой, но все же пригодной к питью. Также собирали дождевую воду. Чтобы не умереть с голода они варили похлёбку из имеющегося набора продуктов. Все остальное время они поддерживали плавучесть судна, скалывая лёд с бортов и выкачивая воду из трюма. Спали ребята на одной широкой кровати, которую сами и соорудили, чтобы прижиматься друг к другу и беречь тепло. Проходили дни и недели, еды и воды практически не осталось, а спасения не было.
Однажды сержант Зиганшин вспомнил рассказ школьной учительницы о матросах, которые потерпели бедствие и страдали от голода. Чтобы как-то продержаться они варили и ели кожаные вещи. Ребята также решили воспользоваться подручными средствами и съели сначала кожаный ремень Зиганшина, потом ремешок от рации, сапоги и кожу с гармошки. Варево было не вкусное, но выбора не было. С водой тоже было плохо: она полагалась по глотку каждому раз в два дня. Последняя картофелина была съедена 23 февраля, в День Советской Армии. Тем не менее, за все время дрейфования молодые люди ни разу не ссорились и всячески поддерживали друг друга, не говоря уже о том, что ни один не пытался обделить другого водой или едой. Была лишь одна договоренность: кто останется в живых последним, тот оставит на барже запись о том, как погибал экипаж Т-36.
В начале марта они впервые увидели проходящее вдали судно, после него и второе судно, но отчаянные сигналы солдат о помощи остались незамеченными. 7 марта 1960 года американский авианосец «Кирсардж» обнаружила баржу Т-36 в тысяче миль северо-западнее острова Мидуэй. Полузатопленная баржа прошла более тысячи миль по Тихому океану, преодолев половину расстояния от Курил до Гавайев. Американцы сначала не поняли, что за причудливый объект они нашли. Но больше всего удивились, когда сержант Зиганшин заявил о том, что все у них в порядке, им нужно только топливо и продукты, и они сами доплывут до дома. На деле оказалось, что у молодых людей началось истощение и до их смерти оставались считанные часы, если бы их не обнаружили. За спасение жизней солдат взялись врачи. Когда «четверка» пришла в себя они поняли серьезность ситуации – ведь оказались в руках «вероятного противника», с которым на тот момент была холодная война. И, хотя, американские военные не давили на солдат и не вели никаких допросов, наших ребят волновало, что скажут им в Москве.
Тем временем, Москва, получив известия из США, молчала, побоявшись, что солдаты могут попросить политическое убежище. Но этого не произошло и тогда о подвиге четвёрки заговорили по телевидению, на радио и в газетах. А советский лидер Никита Хрущёв послал им приветственную телеграмму. Первая пресс-конференция героев состоялась на авианосце и самым популярным стал вопрос:
«А как на вкус сапоги?»
Такой же вопрос задавали и дома.
Америка встречала героев восторженно — мэр Сан-Франциско вручил им «золотой ключ» от города, а американцы были без ума от молодых советских парней, которые в критической ситуации не потеряли человеческий облик.
По возвращении в СССР – их ждал приём на высшем уровне: митинг и встреча с высшим руководством страны. Солдат демобилизовали и наградили орденами Красной Звезды, а про их плавание сняли фильм, написали несколько книг…