Ген, превращающий сперматозоид в яйцеклетку, был обнаружен у рыб

В ДНК рыб обнаружен ген-переключатель половых клеток

Японские генетики при изучении ДНК рисовых рыбок оризий обнаружили необычный ген-переключатель, определяющий станет половая клетка в будущем сперматозоидом или яйцеклеткой. С результатами работы специалистов Института общей биологии Японии можно ознакомиться в научном издании Science.

Внимание исследователей привлек ген foxl3, являющийся «архивной» копией гена foxl2, который отвечает за рост и жизнеспособность икринок в организме рыб-самок. Однако выяснилось, что foxl3 выполняет и функции «полового переключателя». Если ген активен, то гамета превратится в яйцеклетку, а если выключен - в сперматозоид.

Ученые провели эксперимент, в ходе которого намеренно повредили необычный ген, тем самым, поменяв его работу. В итоге в организме самок начали образовываться сперматозоиды, а в организме самцов – яйцеклетки. А последующие опыты показали, что переориентированные половые клетки вполне жизнеспособны и после оплодотворения из них развивается здоровое потомство.

Открытие японских ученых помогло понять, почему некоторые виды змей и рыб способны к самооплодотворению. Кроме того, в ходе исследования в организме рыбок оризий были обнаружены оплодотворенные яйцеклетки. Открытие также можно будет использовать в дальнейшем для сохранения вымирающих видов.

Справка RRNews.ru

Факт превращения сперматозоидов в яйцеклетки был известен ученым давно. Однако был неясен механизм преобразования гамет. Кроме того, в природе существует такое явление как партеногенез. Суть партеногенеза заключается в том, что яйцеклетки начинают развиваться в эмбрион без оплодотворения сперматозоидом.