«Ну и почём у нас будет родина?» – как выпускали самый известный советский автомобиль
Самым известным легковым автомобилем в СССР была «Победа». Эту машину начали выпускать на Горьковском автозаводе 28 июня 1946 года по дизайну художника Вениамина Самойлова, и она значительно отличался от довоенных автомобилей этой серии.
«Победа» стала первой в СССР машиной
с несущим кузовом и одной из первых в мире крупносерийно выпускавшихся с кузовом полностью понтонного типа — без выступающих крыльев и их рудиментов, подножек и фар.
Кузов автомобиля отличался небольшой высотой, ощутимо изменилось распределение масс, снизились высота центра тяжести, линия крыши, поясная линия (соответственно, увеличилась площадь остекления), линия пола и уровень подушек сидений.
Двигатель конструкторы вынесли вперед, расположив над балкой независимой передней подвески.
Это позволило улучшить устойчивость и управляемость автомобиля за счет снижения центра тяжести. Также ощутимо понизилось аэродинамическое сопротивление воздуха благодаря снижению площади миделевого сечения кузова.
Уменьшилась тряска в салоне при движении по дорогам низкого качества за счет снижения высоты подушек сидений относительно дороги.
На «Победе» впервые в СССР были установлены электрические указатели поворотов, обдув-антизапотеватель лобового стекла, отопление салона.
Степень сжатия двигателя этого автомобиля позволяла работать на самом низкокачественном, «66-м» бензине.
Интересно, что когда автомобиль разрабатывался, планировалось назвать его «Родина». И никто не задумался, как отреагирует на это название Иосиф Сталин. А он, по словам очевидцев, узнав о намерениях конструкторов, нахмурил брови, усмехнулся и задал вопрос:
«Ну и почём у нас будет родина?»
Конечно же, после этого автомобиль переименовали, и он стал «Победой».
На Горьковском автозаводе выпустили 235 999 таких машин, включая 14 222 кабриолетов и 37 492 такси.
«Победа» стала первой машиной, которую СССР продавал за границу. Ее экспортировали в Бельгию и Финляндию для таксопарков.
А С 1951 по 1972 год «Победа» по лицензии выпускалась в Польше на заводе FSO (Fabryka Samochodów Osobowych), под маркой Warszawa.
Автомобили ГАЗ следующего класса, которые разрабатывались 1952-53 годах уже не назвались «Победой» – использовались названия «Звезда» и «Волга». Но в разработке «Волги» реализовывались многие разработки по проекту «Победы» второго поколения.