«Офицер Красной армии Лев Засецкий показал возможности и пределы пластичности мозга» - как бывший советский офицер жил без части мозга

У исследователей, изучающих работу мозга, после каждой войны в двадцатом веке, появлялись новые клинические данные.

Предлагаем узнать историю офицера, жившего без части мозга Льва Засецкого

У исследователей, изучающих работу мозга, после каждой войны в двадцатом веке, появлялись новые клинические данные. Случай, который произошел с лейтенантом Красной Армии Львом Засецким, получившим страшное ранение в голову, считается самым удивительным в истории мировой науки.

Ранение

В 24 года Льва Засецкого из Тульской области призвали во взвод огнеметчиков в 1943 году. Во время атаки под Вязьмой, в голову солдату попала немецкая шрапнельная пуля, которая пробила в черепе отверстие площадью 16 квадратных сантиметров. Левая темено-затылочная область мозга оказалась повреждена. Засецкий остался без четверти содержимого черепно-мозговой коробки. Лев долго был в коме, а когда пришел в сознание, то некоторое время был похож на новорожденного. Ему пришлось заново учиться говорить. Он забыл все, что происходило с ним в жизни и заново учился писать и читать. Не всегда он мог понять причинно-следственные связи между фактами. Но Лев Александрович сохранил личность, волю и полностью понимал, какие ужасные перемены с ним произошли.

Помощь

На Засецкого обратил внимание знаменитый психолог СССР Александр Лурия. В военные годы он работал в институте Неврологии. В те годы это был ведущий нейрохирургический госпиталь с несколькими восстановительными филиалами. Со всех военных фронтов туда везли солдат с мозговыми ранениями. В своей книге «Потерянный и возвращенный мир», которая посвящена Засецкому, Лурия писал, что в его кабинет в восстановительном госпитале постучал молодой человек, с растерянной улыбкой. Он смотрел, наклонив голову, чтобы лучше меня видеть. Только после Лурия узнал, что у парня выпала права сторона зрения и чтобы лучше видеть, ему нужно повернуться.

Профессор помог лейтенанту заново научиться читать и писать, хотя и то, и другое давалось лейтенанту очень тяжело. Для Засецкого было мучительно стоить фразу и чтобы сказать слово, он долгое время припоминал, пытаясь не упустить мысль.

Дневник Засецкого

Мировая наука обогатилась уникальным документом, благодаря упорству Засецкого и его желанию победить болезнь. После войны, долгие годы ветеран вел записи в дневнике, записывая как минимум страницу в день. В 1970-м году в дневнике накопилось уже 3 000 тетрадных листов. Зацепин писал воспоминания, которые мелькали у него в голове в бессвязном порядке. К тому же, раненный лейтенант наблюдал за своим состоянием. Часто его одолевали сомнения – во сне или наяву происходит его жизнь. Очень пронзительно звучат многие строки в его дневнике:

«Отчего моя память не работает, отчего вечно шумит голова, отчего не возвращается зрение, отчего я недопонимаю и недослышу речи людской? После ранения я не представляю сущности пространства, боюсь его и не понимаю. И даже тогда, когда я сижу за столом и вижу окружающие предметы, то боюсь к ним притрагиваться». - писал Засецкий

После войны фронтовик вернулся к сестрам и матери домой, но ему было очень сложно делать дела по дому из-за того, что он путался в пространстве.

Для неврологии и психологии его случай предоставил очень много новых данных, не смотря на то, что Льву так и не удалось полностью излечиться и восстановиться. В первую очередь, жизнь фронтовика показала, что человеческий мозг может восстанавливать информацию, хотя и не до конца. Благодаря работе с Засецким, Лурия разработал программу реабилитацию других больных с похожими травмами.

Британский автор научно-популярной литературы Джон Терни писал, что офицер Красной Армии Лев Засецкий показал пределы и возможности работы человеческого мозга. Известный во всем мире пациент пережил даже профессора Лурия. Засецкий умер в 1993 году в Кимовске. В его честь там открыли памятную доску. А дневник Засецкого сейчас хранится в архивах психологического института.