Откуда в русском флоте появились «запрещенные» круглые корабли «поповки»

Развитие Черноморского флота было ограничено условиями Парижского мирного договора, после поражения в Крымской войне.


В 1863 году первый раз был поднят вопрос о постройке бронированных плавучих батарей, чтобы защищать входы в Днепро-Бугский лиман и Азовское море. Развитие Черноморского флота было ограничено условиями Парижского мирного договора, после поражения в Крымской войне. Так что даже проект малоподвижных плавучих батарей отклонили. Военное и морское ведомство в 1869 году совместно решили строить подобные батареи, которые имели осаду не больше 14 футов, но при этом они превосходили калибром артиллерии  и толщиной брони любые иностранные броненосцы.

Предложение Попова

Все данные условия удовлетворяло только предложение Попова. Он предлагал построить круглые в плане батареи, которые позволяли бы уместить мощное бронирование в 2 700-тонный корабль длиной меньше 31 метр при осаде 3,76 метра и 11-дюймовые орудия.

В 1871-1875 годах по инициативе Попова построили две поповки «Киев» и «Новгород».  Их соорудили в качестве броненосцев береговой обороны Черноморского флота.

Недостатки круглых кораблей современники прекрасно предвидели, но не смотря на это, демонстрации с круглыми шлюпками убедили чиновников не затягивать с постройкой. Интересно, что началось строительство одновременно с выходом России из парижского договора. Постройка настоящих броненосцев в то время была просто невозможна, из-за слабой производственной базы в Черном море.

Создание первых броненосцев

Первыми броненосцами Черноморского флота стали две построенные поповки «Киев» и «Новгород». В последствие, они стали «Вице-адмирал Попов». К последующему изобилию критики таких необычных кораблей привели многие факторы.

К примеру, отказ от первоначальной концепции применения узкоспециализированных кораблей, развитие технологий судостроения и перемены в внутригосударственных и внешнеполитических условиях страны./Фото:© zhihu

«Новгород» спустили на воду 21 мая 1873 года. Его построили в Санкт-Петербурге, по частям по суше привезли в Николаев и там собрали. Спустя два года в Николаеве полностью построили «Киев». Корабли отличались калибром и диаметром артиллерии – «Киев»-12 дюймовые орудия, «Новгород» - 11 дюймовые.

Плюсы и минусы

Поповки удовлетворительно переносили умеренное волнение, но страдали от захлестывания волнами и плохо держались на курсе. Причина в конструктивных особенностях винто-рулевых механизмов. После проведения испытаний нашли проблемы  в слабости механизмов орудийных станков системы Пестича. Неисправности удалили, но не смотря на это пошли слухи о вращении «поповки» во время стрельбы. В непрофильной литературе такие слухи можно встретить до сих пор. На самом деле проворачивались от отдачи при выстреле сами орудийные станки из-за слабости стопоров.

Они располагались внутри бронированного барбета. Это единственные корабли в истории, которые имели сразу шесть гребных винтов. /Фото:© klevo

Правда, спустя время их количество уменьшилось. Рули признали неэффективными из-за возмущения водного потока. Маневрировать нужно было только машинами, а это снижало и без того маленькую скорость хода.

Участие в войне и исключение из флота

В 1877-1878 годах обе «поповки» принимали участие в Русско-турецкой войне. Они произвели демонстрацию на рейде Одессы без единого выстрела. После корабли совершили выход к устью Дуная, чтобы обеспечить переход судов Дунайского отряда в 1877 году. К броненосцам береговой обороны их причислили в 1892 году. Служили «поповки» до 1903 года. В это время корабли окончательно состарились и их сдали к Николаевскому порту. Уже через два месяца их исключили из списков флота, а в 1911-1912 легендарные броненосцы продали частным лицам на слом.