Почему чеченцы называют себя волками
Чеченская культура отводит особую роль образам волка и волчицы: местные мужчины и женщины ассоциируют себя с этими животными. Представитель фауны, более известный в Чечне как «борз» олицетворяет собой силу, мужество, бесстрашие, стойкость, ловкость и является неотъемлемой частью фольклора.
Более того, волк (а точнее волчица), однажды красовался на гербе республики (Чеченская Республика Ичкерия) - пусть и не очень долго. Тем не менее, он до сих пор остается её неофициальным символом.
Легенды о начале и конце времен
В народном фольклоре чеченцев есть две легенды о волке.
Первая – о начале, а вторая – о конце времен. Согласно первой легенде, когда Всевышний населил землю разными животными и людьми, самой послушной воле Создателя была волчица: она жила в любви и уважении к остальным тварям. Другие животные стали нарушать заповеди Божьи: стали преследовать друг друга, убивать.
Волчица пыталась вразумить сошедших с пути истинного, но ее никто не слушал и зла на Земле становилось все больше. Разгневанный Бог решил уничтожить все сотворенное им и наслал на землю страшную стихию. Волчица смело повернулась лицом к урагану и заслонила собой своих волчат. Ветер лопал ее кожу, срывал плоть с костей, но она стояла твердо, как скала.
За волчицей спрятались не только ее детеныши, но и грешные, трусливые люди, которые до этого насмехались над ее покорностью воле Божьей. Бог увидел храбрость волчицы и решил оставить жизнь на Земле. Но трусливые люди убили бесстрашное животное, потому, что она напоминала им об их предательстве. С тех самых пор они всегда убивают волков. А волки воют от тоски на отвернувшиеся от них небеса.
Вторая легенда гласит, что в конце времен Всевышний покончит с миром тем же способом: нашлет на Землю сильный ураган. В тот день все будут искать убежища, но только не волк. Он также гордо и непокорно будет стоять на скале навстречу ветру до тех пор, пока он не сдерет с него шкуру вместе с плотью. А когда ангелы спросят его, откуда он взял силы противостоять гневу Бога, он ответит, что должен был выстоять, ведь под его ногами земля Родины.
Национальный характер
Однажды, историк кавказских войн, русский генерал В.А. Потто написал, что в нравственном облике чеченца есть что-то от волка. Волк – хищник, который может напасть на противника более сильного, чем он сам.
Это один их немногих животных, обладающих безграничной дерзостью, ловкостью и отвагой. Безвыходное положение он принимает безропотно, умирая без страха и стонов. Такими же отважными, дерзкими и стойкими стремятся быть в случае опасности чеченские воины.
В старину волк для чеченцев был тотемным животным, не случайно они считают потомками той самой Волчицы. Так старинная местная песня гласит: «Мы появились той ночью, когда щенилась волчица».
Обычаи и традиции, связанные с волком
Волк по-чеченски значит «борз». Это слово довольно часто встречается в традиционных вайнахских именах (вайнахи - созданные в начале 20 века эндоэтноним чеченцев и ингушей). Такое имя, по мнению, чеченцев, дарует силу и мужество. До настоящего времени на шею маленьких детей местные вешают амулет из волчьего зуба или когтя. По понятиям горцев, лучшего оберега просто не придумать.
Почти в каждом чеченском доме имеется волчий хвост или сухожилие задней ноги. Они служат мощным амулетом, обладающим магической силой, защищают от опасности, предохраняют от дурного глаза, а также помогают иными способами. Так, в Чечне знают, что волчье сухожилие, пронесенное между друзьями или любящими людьми принесет конец дружбе и любви. А если произошла кража, то пострадавший может публично пригрозить сожжением волчьего сухожилия. А это уже не шутки: вор, согласно поверьям, иссохнет, как мумия, и умрет.
Вообще встреча с волком, по мнению чеченцев, сулит удачу. Об отважном человеке вайнахи говорят: «Он храбр, как волк», а лучшей хвалой для маленького мальчика является слово «волчонок».