Как советский офицер Петров предотвратил Третью мировую войну
Мало кто знает, что в 1983 году мир стоял на пороге Третьей мировой войны. Мирному небу над головой мы обязаны подполковнику Петрову.
Очередной пик холодной войны захлестнул страну в 1983 году. Развитие событий разворачивалось по нескольким сценариям: военные учения разнообразных направлений, мощная агитация и разгар гонки вооружений. А 1 сентября 1983 года из-за того, что советский истребитель сбил южнокорейский пассажирский «Боинг 747» отношения СССР – США стали еще напряженнее. Ситуация накалилась до максимума и любой неверный шаг мог привести к катастрофе.
Дело особой важности
На фоне накаленных до предела отношений любая мелочь мгла стать спусковым крючком для беды планетарного масштаба. Дело в том, что как и в любой войне во время Холодной велись тщательные наблюдения за территорией противника в целях недопущения различного вида провокаций. Если бы одна из сторон заметила неизвестную активность, принялась бы ее за подготовку к нападению, то ядерного обстрела было бы не избежать. Конечно взаимный обмен ядерными ракетами не был целью государств – участников, поэтому было заключено американо–советское соглашение о том, что нападающий обязуется предупредить о своем ударе, прежде чем его нанести. Но обещание заклятого врача о предупреждении давало слишком призрачную надежду на исполнение этого договора.
Предусмотрительные советские военные наблюдали за американцами при помощи засекреченных комплексов, одним из которых был Центральный командный пункт «Серпухов - 15». Его работа основывалась на принятой в 1982 году системы предупреждения огня «Око». Система фиксировала факт запуска баллистических ракет и передавала сведения на пульт дежурного.
При срабатывании аппаратуры специалист должен был обработать сигнал и в срочном порядке доложить руководству страны. Высшие чины в экстренном порядке принимают решение о производстве ответного удара, что ведет за собой начало открытой войны. Теперь вы понимаете, насколько важной была работа специалистов, следивших за срабатыванием системы «Око». Стоит учесть, что как и любая другая автоматическая система «Око» может давать ложные срабатывания, то ответственность дежурного возрастает в разы.
Десять минут на подвиг
В 1983 году в ночь с 25 на 26 сентября у пульта «Серпухова - 15» находился подполковник Станислав Евграфович Петров. Станислав Евграфович родом из подмосковного города Фрязино. Он рассказывал, что неусыпно следил за экранами мониторов, не отрывая ни на секунду глаз. На мониторах он видел территорию США в инфракрасном и оптическом диапазоне, снятую советскими спутниками. В одну секунду спокойные экраны запестрили красным «Старт!». Это означало, что с территории США стартовала ракета.
Решение необходимо было принимать молниеносно. Проведенная на всех уровнях безопасности проверка показала, что атака, скорее всего, реальная, но Станислав Евграфович был не из тех людей, которые слепо доверятся машине. Он стал анализировать ситуацию, казавшуюся ему подозрительной. Прежде, чем по правительственной связи пошли гудки, прошло 10 минут.
В первую очередь вопросы вызвал тот факт, что американцы не предупредили о нанесении удара. Так же активность была замечена лишь из одной точки, с которой произошел запуск всего нескольких ракет. Так как в США знали, что ответный удар последует незамедлительно, вряд ли они стали единоразово запускать всего несколько ракет. Согласно данным визуального наблюдения за точкой предполагаемого запуска ракет, активности в этом секторе замечено не было. Основываясь на этих фактах, Петров докладывает начальству, что срабатывание системы было ложным. Ответного удара СССР не произошло.
В ходе дальнейшей проверки установили, что система дала ложную сработку из – за солнечных лучей, попавших в объектив, отразившись от облаков. Получилось, что Петров допустил самоуправство, так как согласно инструкции он должен был лишь доложить о факте поступившего сигнала, а не анализировать его. Решение принимает вышестоящее начальство – лично сам Андропов. С другой стороны Станислав Евграфович предотвратил атомную войну. В итоге офицеру не дали ни награды, ни наказания. Вскоре Петров уволился со службы.
В 2006 году человека, спасшего мир от атомной войны, пригласили в США, где в штаб–квартире ООН вручили премию «Ассоциации граждан мира». Позже немцы предлагали Петрову премию в десять тысяч евро, но отставной офицер не взял денег.