«Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство» – что произошло со «счастливой» девочкой, и как ее подменили

Люди старшего поколения помнят фразу «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство», сказанную шестилетней девочкой на встрече с главой СССР. А вот, что стало с внезапно прославившимся ребенком и его родителям, известно далеко не всем.

Немного предыстории. В 1936 году в Москву для того, чтобы отчитаться Сталину, приехала делегация Бурят из Монголии. Один из делегатов – Маркизов – взял с собой шестилетнюю дочь по имени Геля, которая передала «вождю народов» привет от детей Бурятии и вручила ему букет цветов. Сталин, в свою очередь, взял девочку на руки.

На следующий день Геля проснулась знаменитой. Ее фотография со Сталиным и известная фраза появились во всех газетах. Родители скупали бело-синие матроски, похожие на ту, что была на девочке во время встречи с главой СССР, просили парикмахеров сделать своим детям стрижку, как у Гели.

Какое-то время девочка из Бурятии, прикоснувшаяся к легенде, купалась в лучах славы, но вот дальнейшей ее судьбе не позавидуешь.

В 1937 году отец Гели – нарком земледелия Бурятской СССР – был арестован из-за падежа 40 000 голов скота. Такая же участь ждала и все бурятское правительство. Всех обвинили в организации повстанческой, диверсионной деятельности по заданию японской разведки. Всех расстреляли.

Маркизова расстреляли в начале июня 1938 года, а его супругу и Гелю отправили в ссылку в Туркестан. В тот же год мама прославившейся девочки неожиданно и странно умерла. Женщина попала в больницу с воспалением легких и там перерезала себе горло скальпелем.

Ребенка взяла к себе сестра ее матери, носившая после замужества фамилию Дорбеева, и жившая в Москве. Геля получила новое имя – она стала Энгельсиной Дорбеевой.

Отчим также дал девочке свое отчество, и приказал молчать о прошлом. Да и она сама уже понимала, что к чему.


Ну, а в Кремле, дабы не портить светлый образ «вождя народов», вместо Гели подобрали другую девочку – пионерку Мамлакат Нахангову. Она также стала участницей фотосессии со Сталиным. Поскольку школьница имела монгольское лицо, подмену, собственно, никто и не заметил.