Страшная гибель броненосца «Император Александр III» без свидетелей и история предзнаменования этой гибели
Судьба броненосца «Император Александр III» была короткой и трагической. Всего за несколько часов под воду ушло около 800 человек. Никто не остался в живых. Нет ни одного свидетеля всего происходящего… Однако, о трагедии знали задолго до этого…
История создания
«Император Александр III» начали строить 11 мая 1900 года. Производил его Балтийский завод Санкт-Петербурга. На создание броненосца ушло чуть больше года, и 21 июля 1901 года его торжественно спустили на воду.
На церемонии спуска на воду произошел трагический случай. Моряки считают, что это было предупреждением, которое не поняли, или же не захотели понять (как и все предыдущие). 5-метровый флагшток сорвало ветром, и он рухнул в толпу зрителей. Три человека погибли. Среди них были ученика Морского училища и жандармский полковник Пирамидов.
Следующий инцидент ждал броненосец через пару лет. В 1903-м, когда его ещё продолжали испытывать, он зачерпнул воды и чуть не опрокинулся.
Но, не смотря на не лестные предзнаменования, его всё равно пустили в дело. В октябре 1904 года «Император Александр III» вышел в составе второй эскадры из порта Либава. Они отправились на русско-японскую войну, на Дальний Восток. Правда, к Корейскому проливу они подошли лишь спустя более полгода — 13 мая.
Броненосец был непрост — его укомплектовали чинами из состава Гвардейского экипажа, элиты русского флота. В составе их был и Евгений Репин, родственник великого живописца, и Николай Михайлович Бухвостов, исполняющий обязанности командира этого морского «зверя».
Командир, который был капитаном 1-го ранга, говорил ещё до выхода, что потери могут быть ещё до сражения, поскольку наши моряки, не привыкшие к такому жаркому климату. Кроме того, он заявлял, что японская армия сильнее.
«Мы все умрем, но не сдадимся...» — сказал он пророческую фразу, и броненосец ушел на войну.
Трагедия
14 мая 1905 года «Император Александр III» принял участие в Цусимском сражении. Команда шла второй после броненосца «Князь Суворов», пока тот не вышел из строя. После им пришлось возглавить колонну русских судов.
Около пяти вечера на броненосце внезапно начался пожар. Сигнальщик успел передать сигнал бедствия, однако судно сильно накренилось. После броненосец опрокинулся наполовину — в тот момент погибла большая часть экипажа.
Всего 15 человек смогли взобраться на не затонувшую часть судна. Остальным пришлось тонуть, притом страшным образом – их придавливало частями корабля, мебелью и прочим. Вскоре, в 20 часов 30 минут, весь броненосец, и 800 человек вместе с ним, затонули.
В это время к месту трагедии подошел крейсер «Изумруд», но они уже ничего не могли сделать — судно затонуло, спасать было некого.
«Император Александр III» — единственное судно, на котором в Цусимском сражении не выжил никто. 15 сентября 1905 года его исключили из списков российского флота. От огромного морского «зверя» ничего не осталось — ни записей, ни свидетелей.
Память броненосца «Император Александр III» всё же решили увековечить. 15 мая 1908 года рядом с Николо-Богоявленским Морским собором Санкт-Петербурга был открыт обелиск. На открытии присутствовали императрица Мария Федоровна и ее дети - великий князь Михаил Александрович и великая княгиня Ольга Александровна. Вскоре все забыли про то, что обелиск был открыт в честь броненосца, и начали считать его памятью всем погибшим в Цусимском сражении.
На памятнике были бронзовые плиты с именами погибших в том сражении, членов команды броненосца «Император Александр III».
Надпись на бронзовой доске рядом гласила:
«Больше сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за други своя» (слова из Евангелия).
С приходом советской власти, памятник демонтировали и переплавили.
Восстановить обелиск решили только в 1970-ых годах, правда в несколько другом формате — имен большинства участников Цусимского боя на нем уже не было.
Предзнаменования гибели
«Невидимые силы» были против строительства этого корабля с самого начала. Некоторые предзнаменования мы уже описывали выше (падение флагштока на людей, опрокидывание на учениях), но всё началось намного раньше.
Когда ещё и речи о строительстве броненосца не было, его модель появилась в мастерской. Так вот, по непонятным причинам, она сгорела. Как будто кто-то хотел, чтобы его не построили, и предупреждал о трагедии.
Моряки – народ суеверный, поэтому практически все из них были уверены в том, что трагедия была предначертана «Императору Александру III» ещё задолго до его строительства. По их словам, на всем пути броненосца было множество факторов, которые как будто предупреждали о грядущей трагедии. Правда, те, кто несмотря на все события все же отпустил броненосец на войну, вероятно, не особо верил в приметы… Ну или им не было до этого дела — рассуждают моряки, переживающие за судьбу коллег.