Тайна Верещагина из "Белого солнца пустыни", которая позволила ему вернуться к жизни
Павел Луспекаев – один из самых харизматичных советских актеров. Зрители его полюбили за роль таможенника Павла Верещагина в кинофильме «Белое солнце пустыни». Эта работа стала главной в его творческой карьере.
Помимо мощного таланта актер выделялся высокой работоспособностью, силой духа и отличным чувством юмора. И это не смотря на адские боли от боевых ран, которые мучали его практически всю взрослую жизнь.
Родился будущая звезда советского кинематографа в Ростовской области в селе Большие Салы 20 апреля 1927 года в семье мясника (армянина по происхождению) Богдасара Гукасовича Луспекяна и донской казачки Серафимы Авраамовны Ковалевой. В начале 1940-х годов он поступил на обучение в ремесленное училище в Луганске, а затем начал работать слесарем.
Великая Отечественная война началась, когда ему было всего 14 лет. Спустя 2 года в 1943 году он записался добровольцем на фронт. Павла распределили в партизанский отряд («опергруппа 00134»), в составе которого он участвовал во многочисленных боевых операциях. Однажды в бою Луспекаев получил серьезное ранение локтевого сустава – стоял вопрос об ампутации конечности. Операция должна была состояться в Саратовском военном госпитале. Однако, юный боец нашел в себе силы прийти в чувство и заручиться обещанием хирурга сохранить ему руку. Врачу удалось выполнить свое обещание. После реабилитации будущего актера направили на службу в штаб партизанского движения третьего Украинского фронта. В 1944 году его демобилизовали и он отправился в Ворошиловград (сейчас Луганск).
В 1946 году 19-летний Павел Луспекаев поступил в Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина. Талант студента не могли не заметить режиссеры-педагоги, это сулило ему блестящую карьеру. Однако, не все так легко складывалось. С годами старые боевые раны стали давать знать о себе. Так, когда-то обмороженные ноги (в годы войны в разведывательной операции Павел на протяжении четырех часов неподвижно пролежал на снегу) стали причиной неутешительного диагноза в 26 лет - атеросклероз сосудов нижних конечностей. В 1962 году после завершения съемок ленты «Капроновые сети» актер угодил в больницу из-за некроза тканей и ему провели вынужденную ампутацию нескольких фаланг пальцев.
В марте 1965 года Луспекаева определили на пенсию по инвалидности. Однако, актер от кинокарьеры отказываться не стал.
Уже в 1966 году на съемках «Республика ШКИД» у него снова обострилась болезнь ног и он попал в больницу. Стоял вопрос об ампутации нижних конечностей, на что актер категорически был не согласен: ведь тогда бы ему пришлось поставить крест на своей карьере. Однако, ситуация была критической и Луспекаев был вынужден согласиться на ампутацию пальцев ног и части ступней. Операция прошла успешно, но у актера начались фантомные боли (неприятные ощущения в частях тела, которых уже нет). Чтобы хоть как-то облегчить состояние пациента, врачи назначили ему сильнодействующий болеутоляющий наркотик.
Актеру не претило такое существование (о ролях в кино не могло быть и речи) и он твердо решил отказаться от пантопона (того самого наркотика), которого требовалось все больше и больше. Эта идея была не лучшей: на протяжении недели мужчина находился в полубессознательном состоянии и перестал есть. О тяжелом состоянии популярного актера узнала министр культуры Екатерина Фурцева. С ее помощью из-за границы были привезены необходимые лекарства, а из Франции доставили протезы. Так у актера началась новая жизнь.
В то время его навестил кинорежиссер Владимир Мотыль, который предложил небольшую, но очень интересную роль в фильме «Белое солнце пустыни» - роль бывшего таможенника Верещагина. Вскоре его утвердили и он начал готовиться к съемкам, которые должны были проходить неподалеку от Махачкалы.
В момент съемок актер отказался от всех обезболивающих. В самое пекло он ходил по жаре в высоких сапогах (не меньше полукилометра в день) , которые скрывали протезы. Режиссер втайне распорядился изготовить для актера носилки, однако Луспекаев и слышать о них не хотел. Более того, он отказался от предложений сценаристов переписать роль его героя в инвалида Первой Мировой Войны, чтобы оправдать хромоту и усталый вид актера.
От дублера актер тоже отказывался. Он понадобился ему лишь единожды, когда Верещагин ногами скидывал с баркаса басмачей: в кадре было видно, что сапоги бывшего таможенника были «пустыми». Поэтому было решено снять ноги дублера. Во всех остальных сценах он играл сам.
Интересен факт, что в свободное время от съемок Луспекаев умудрился подраться в одном из местных кафе. Он даже получил небольшую царапину на лице, которую ему нанесли ножом.
Съемки Павлу дались нелегко. Его коллеги рассказывали, что после долгого трудового дня актер снимал протезы и держал ноги в водах Каспия.
В декабре 1969 года состоялась премьера фильма «Белое солнце пустыни». Сначала его показали в Ленинградском Доме кино государственной комиссии, а в конце марта 1970 года фильм вышел в широкий прокат.
Критики фильм не оценили, но народ сразу полюбил фильм, особенно его героев.
После премьеры на Луспекаева посыпались предложения. Владимир Мотыль хотел его видеть Несчастливцевым в своем новом фильме «Лес», Андрей Кончаловский - врачом Астровым в «Дяде Ване», Татьяна Лиознова - Мюллером в телесериале «17 мгновений весны». В театре он тоже был желанным гостем: режиссер Георгий Товстоногов хотел его утвердить на роли Отелло и Бориса Годунова.
Но судьба распорядилась иначе. 17 апреля 1970 года актера не стало. В возрасте 42 года у него произошел разрыв сердечной аорты. Последнее пристанище Луспекаев нашел на Северном кладбище в Ленинграде.