Василий Шукшин всю жизнь мечтал узнать, кто его предки, но выяснили это уже после смерти его фанаты

Интересно, что и сам Шукшин знал про это и хотел узнать подробней о прошлом своих предков. Но он не успел – уже после смерти актера и писателя, его родословную изучили почитатели творчества.

Как оказалось, корни известного режиссера, актера и писателя Василия Шукшина вовсе не алтайские

Интересно, что и сам Шукшин знал про это и хотел узнать подробней о прошлом своих предков. Но он не успел – уже после смерти актера и писателя, его родословную изучили почитатели творчества.

Этническая группа мокшане

Александр Варламов исследовал биографию Василия Шукшина и в книге «Шукшин» писал о том, что предки писателя, поэта, режиссера и актера – обрусевшие мордвы, как по материнской, так и по отеческой линии. Это мокшане – отельная этническая мордовская группа. Лингвист СССР Дмитрий Бубрих писал, что про такую этническую группу говорил еще Геродот. В наше время Шукшина называют самым известным мокшанином. А скульптор Степан Эрьзя прославил еще одну этническую группу мордвы – эрзяне.

Если верить исследованиям Алексея Варламова, то предки Шукшина переселились в Алтай в девятнадцатом веке. Переехали он из Самарской губернии. Хорошо знала эту семью директор музея Шукшина Анастасия Пряхина. Автор родословной писателя и актера рассказала, что предки матери Марии Поповой были из «одного географического уезда» Самарской области с Шукшиными. В монографии Пряхиной вскользь описываются этнические подробности Шукшина применительно к его предкам. Там больше описывается биография предков, но не делается упо на мокшинские корни. В биографии сказано, что отец Шукшина Макар был репрессированный как кулак. Его расстреляли в 21-летнем возрасте. Если верить описанию, то был он по характеру своеобразным и сдержано относился к жене.

В «Любавинах» Шукшин описывал супружескую жизнь своих родителей и упоминал, что они жили неважно. К тому же, в одной из статей писатель писал про переселение на Алтай, но упор он делал на сложности их ассимиляции на новой земле.

Первое упоминание о народе

Известный советский этнограф Николай Мокшин в Большой Советской Энциклопедии писал, что первое упоминание о группе мордвы-мокши, в историографии появилось в восьмом веке.  Виллем Рубрук, францисканский монах, миссионер путешествовал по древней Руси и первым написал про такую этническую группу.

В книге «Империя. Собирание земель русских» Михаил Голденков описывал мокшан, как финно-угорскую народность волжско-пермской подгруппы. Интересно, что отсюда, и появились названия Москва и Московское государство. Голденков приводит описания Геродота. В них сказано, что еще в четвертом веке в Поволжье существовали мокшанские кланы. Голденков уверен, что «Москаль» - это искаженное «москель» (мокша). В восьмом веке так называли представителей финно-угорской народности. Романист уверен, что этимология слова «Рязань» тоже имеет мордовские корни. Оно появилось от наименования народности «эрзя».

По данным английского монаха философа и францисканца Роджера Бэкона, в восьмом веке, мошкане активно сотрудничали с монголами и принимали успешное участие в походах на польские земли, в составе войск монгольского полководца Бату.

Известные мокшане

В 1945 году мокшанин Герой СССР Михаил Девятаев смог совершить уникальный побег из немецкого плена на трофейном «Хенкеле». Девятаев доставил командиру важные сведения и продолжил службу в РККА после проверки в фильтрационном лагере.

Главой республики Мордовия до 2017 года, семь лет был Николай Меркушин. Еще пять лет он был главой администрации Самарской области, а настоящее время спецпредставитель РФ.

Среди мокшан очень много деятелей искусства и культуры, а так же политиков и общественников. В наше время еще недостаточно разработана историография этого субэтноса. Существуют только данные советского времени о переписи численности этноса. Тридцать лет назад мокшан было 180 000 человек.