Зеленка появилась как обычный краситель для одежды, а ее молекулярное действие до сих пор не доказано
Каждый, рожденный в СССР человек знаком с раствором «бриллиантовой зелени», которую по-простому называют «зеленкой». Она есть практически в каждой аптечке и нынешних россиян, а вот в Европе ее не применяют.
Откуда же она взялась?
В середине ХIХ века в Лондоне молодой химик Вильям Перкин пытался создать лекарство от малярии и проводил эксперименты с каменноугольной смолой. Он капал на нее кислотой, возгонял, дистиллировал и прочее, а в результате получилось вещество радикально-лилового цвета. Химик позже назвал его мовеином.
Полученное средство оказалось настолько стойким, что прачка не смогла отстирать от него одежду. На это обратил внимание Перкин-старший, работавший строителем. Семья открыла первый завод по производству смоляных (анилиновых) красителей.
Молодой химик бросил науку, и посвятил себя этому производству. Он настолько в этом преуспел, что под конец жизни был произведен в рыцари и стал сэром.
В те же годы появились и новые стойкие красители – от черного до желтого. Бриллиантовый зеленый в том числе. Эти новинки стали использовать ученые. Они окрашивали ими микроорганизмы для их более удобного изучения под микроскопом.
И тут выяснилось, что красители нового поколения отлично убивают микробы. Так появилась «бриллиантовая зелень». Откуда такое название?
До растворения в спирте этот медицинский краситель представляет собой золотисто-зеленые комочки. На латыни они носят название viridis nitentis – зеленый блестящий.
Неизвестный химик, переводя это название на французский, использовал слово brillant – блестящий. А какой-то русский переводчик перевел его как «бриллиантовый».
Примечательно, что в Европе «зеленка» не применяется, хотя ее никто не запрещал. Причин тому может быть три.
Во-первых, в западных странах принята доктрина доказательной медицины, а молекулярный механизм действия этого (и других) красителей неизвестен до сих пор.
Во-вторых, до сих пор точно не выяснено, обладает ли «бриллиантовая зелень» канцерогенными свойствами.
В-третьих, на Западе при применении лекарств очень ценят эстетическую сторону. Важно, какие изменения произойдут во внешнем виде пациента при применении какого-либо препарата. А, как известно, «зеленка» плохо смывается, и практически не отстирывается.