Предлагаем вам узнать о творчестве сицилийского фотографа мафии Летиции Батталья и посмотреть на ее «Архив крови».
События происходили в итальянском Палермо. Эти фотографии трагичны, щемящие поэтичны и навязчивы. Они складываются в единый и неповторимый живописный гобелен недавней сицилийской истории. Снимки рассказывают, про ее людей, нищету, фольклор и прежде всего – про многолетнее вынужденное противостояние с мафией или Коза Нострой.
Фотографии сделала сицилийская женщина Летиция Батталья. Это само по себе замечательно, учитывая недавнюю кровавую историю Италии. Этот факт не дал черно-белым снимкам потеряться и привел их с сицилийских газет в многочисленные музеи. В то время, пока соперничающие кланы мафии в Италии вели жестокую борьбу за первенство и контроль над островом, которая началась еще в 1970-х годах, фотограф Летиция Батталья бесстрашно наблюдала за происходящим и не отводила глаз.
Батталья живет в квартире в центре Палермо. Часто она смотрит на снимке и вспоминает, как при ней убивали людей.
Среди нескольких широкоформатных снимков находится фото тройного убийства. С печалью в голосе она считает, что это неприемлемо. А тем временем, картину фотограф готовится отправить на выставку.
В настоящее время женщине уже 82 года. Но в те годы, когда слово «мафия» говорили шепотом, она вела хронику жестокой деятельности Коза Ностры, чтобы про нее все знали. Она смело делала снимки жертв мафии на площади Корлеон в 1979 году. Эта территория была под контролем у самого известного и безжалостного клана Сицилии. Она всегда знала про последствия. Женщина признается, что ей было страшно, когда она занималась вещественными доказательствами против мафии в Палермо.
Страх не оставлял женщину. Как-то ей пришло письмо с угрозами, в котором говорилось, что «уже приговор вынесли» и ей следует оставить свое занятие. Не смотря на это, Батталья чувствовала, что ей стоит продолжать. Ей предлагали охрану, но женщина отказалась, боясь потерять свободу. Она отмечает, что все вышло, ведь ее не убили.
В наши дни эти фото стали частью культурного наследия Италии. Они уже перестали быть журналистскими снимками и стали появляться на выставках в музеях и в дорогих художественных книгах. Это очень трогательный и шокирующий материал. В то же время снимки очень ценные с точки зрения истории. Все эти кадры - это фрагменты жизни в Сицилии, которые сделаны проницательным наблюдателем.
Маргерита Гуччионе, которая не так давно курировала выставку снимков Баттальи в Национальном музее искусств двадцать первого века отмечает, что «История Летиции – это история страны, которая сохранилась в фотографиях, заряженных напряжением, наполненных поэтичностью и болью. Изображения для выставки выбирали из личных архивов фотографа, который состоит из 600 000 фотографий.
Римское издательство Пауло фон Вакано выпустило две большие книги про «одного из великих уличных фотографов всех времен и народов». Сам Пауло называет Летицию «героиней нашего времени». Сама Батталья никогда не думала про себя, как про художника и каждый раз удивляется, когда видит в музее свои работы. Летиция работала в мужском мире и никто никогда не говорил ей «браво», когда она выполняла свою работу, а ведь это большое достижение для женщины из Сицилии.
Фальконе, который в прошлом году курировал работы Баттальи в городе Палермо говорит о Батталье, как о женщине, которая нарушала все табу и делала снимки мафии в самые кровавые моменты истории. По его мнению, ее фото были осуждением, а она была не только фотографом, но и активистом.
Баталья не собиралась становиться фотографом и ей только исполнилось сорок, когда она начала делать снимки в 1974 году. Она вышла замуж в 16 лет, к середине своих 20-х она уже была мамой троих детей, а спустя 10 лет брака она ушла от супруга и переехала в Милан. Она была журналистом, но редакторы стали просить снимки к ее материалам.
Женщина училась, смотря на работу мастеров, которыми восхищалась: Диара Арбус, Йозеф Куделка и Мэри Эллен Марк. Вернувшись в Палермо Летиция оказалась на передовой «второй мафиозной войны». Началось все в конце 1970-х годов и тянулось десятилетие, из-за вторжения бандитов из Карлеоне.
На улицах за это время убили многих мафиози, политиков, прокуроров и сотрудников полиции. Много лет люди покупали газеты L’Ora, чтобы знать, кого убили накануне.
Часто Батталья и ее партнер Франко Зекчик были первыми на месте преступления. Летиция признается, что жизнь журналиста была изнурительной, зато теперь есть книги и музейные выставки. Наблюдая за тем, как мафия уничтожает ее остров, она стала открытой сторонницей «Палермской весны».
В 1980-х годах тысячи сицилийцев стали высказываться и даже выходить на улицы, чтобы осудить мафию. Спустя время Батталья оставила фотографию и пошла в политику. В 1985 году она вошла в городской совет Палермо, а после в региональный. Правда, энтузиазм длился не долго.
Больше всего Батталью знают благодаря кадрам из жизни мафии и ее «Кровавым архива», но кроме этого она так же снимала психиатрические больницы, интеллигенцию Палермо и бедные острова. Она была редактором журнала и феминисткой, так что больше она была сосредоточена на женщинах Сицилии.
Портрет юной сицилийки, которая держит в руках мяч и смотрит незабываемыми глазами в камеру – это один из немногих снимков, который висит в квартире Летиции. В документалке 2016 года Франко Мареско, Батталья говорит, что в глазах девушки места о будущем.
Через годы, Летиция вернула в то место, где делала фото и хотела посмотреть на взрослую женщину, но найти ее так и не смогла. Со слов фотографа, это к лучшему. Летиция считает, что закончила она не лучшим образом.
В последние годы Батталья сосредоточилась на открытии первого музея фотографий в Палермо. Пока еще центр в разработке. Сама женщина говорит, что у нее еще много дел и она чувствует внутреннюю силу, как в сорок лет. По ее мнению силы придает то, что она теперь сама себе хозяйка.