Однако, советские художники могли рисовать в таком ракурсе не всех политиков. Так, в период «холодной войны» было официально запрещено высмеивать лидеров стран НАТО и других государств.
Еще в 1920-30-е годы в отечественной прессе регулярно печатали карикатуры на зарубежных политиков. Первый нарком просвещения Анатолий Луначарский это одобрял и даже «теоретически обосновывал» право художников потешаться над политическими деятелями. Он считал, что «карикатура выясняет внутреннюю правду ярче и острее, чем любой другой приём». Чем сильнее обострялась международная обстановка, тем более едкими становились «внешнеполитические» карикатуры. Расцвет жанра пришёлся на годы Великой Отечественной войны, героями которого стали «четыре Г»: Гитлер, Геббельс, Гиммлер, Геринг.
После войны Европу разделил «железный занавес»: вчерашние союзники стали противниками. То есть «образ врага» в советских журналах трансформировался. Карикатуристы стали изображать «Трумэна, Черчилля, Брэдли, Этли, Эйзенхауэраи т.д.». А однажды в «Крокодиле» напечатали канцлера ФРГ Конрада Аденауэра, за спиной которого была тень Гитлера. Постепенно карикатуры стали обезличенными. А через некоторое время комичные изображения лидеров зарубежных стран и вовсе оказались под запретом. Так, брошюра Главлита 1978 года с перечнем запрещенных материалов к публикации содержит пункт: «Карикатуры, фельетоны и материалы, которые содержат выпады против глав правительств и глав государств зарубежных стран». Эта фраза, посвященная внешней политике, оказалась в документе не случайно.
Советские власти относились к политическим карикатурам очень серьёзно. Сотрудник Международного отдела ЦК КПСС Анатолий Черняев в дневнике упоминал обидную для СССР карикатуру, которая была опубликована в журнале Tribune. Изображение, где Брежнев и Никсон обнимаются, а в их ногах путается Маркс, пытаясь привлечь внимание к «Капиталу» было размещено в период сложных взаимоотношений с британскими левыми в 1973 году.
В связи с этим Кремль старался не провоцировать западную прессу на антисоветские выпады. Однако, читатель не понимал изменения, которые незамедлительно нашли отражение в карикатурных изданиях. Поэтому издателям пришлось найти новые подходы к читателям. Так, в одном из номеров «Крокодила» появилась подпись: «Из уважения к президенту (США) мы его не нарисовали».
Теперь, в советских изданиях стали появляться новые герои. Например, США «представлял» Дядя Сэм и вояка-генерал из Пентагона, разжигающий войну под видом мирных инициатив. Вернулся подзабытый «буржуй-капиталист». Но исключения из правил тоже были: карикатура на Мао Цзедуна в период конфронтации с Китаем, на чилийского генерала Пиночета.