Возможности проекта
Сегодня для российской космонавтики одним из важных направлений является строительство лунной базы. Несмотря на то, что реализовать программу очень сложно, она требует существенные финансовые затраты, а также нестандартные технические решения, отправка на Луну автоматических и пилотируемых аппаратов планируется в ближайшие 15 лет.
База на Луне позволит проводить научные эксперименты в области астрономии биологии, геологии. Кроме того, в поверхностных слоях спутника Земли содержится гелий-3, который используется в термоядерных реакциях. Запасы вещества могут достигать 2,5 млн т, то есть, как минимум, тысячу лет, человечество будет обеспечено энергетическими потребностями.
Идея организации лунной базы впервые возникла у Константина Циолковского, однако реализация амбициозных планов началась лишь в 60-е годы. Конструктор Сергей Королев имел свои взгляды на освоение Луны, он настаивал на создании постоянно действующей лунной базы. И в 1962 году он поручил ГСКБ «Спецмаш», под руководством Владимира Бармина, разработать проект лунной базы.
Бармин руководил проектированием стартовых площадок, откуда отправлялись в космос все советские ракеты. Его проекты отличались надежностью и простотой: именно такой должна была стать станция на Луне. Амбициозный проект получил название «Звезда» и в документах ГСКБ «Спецмаш» значился как «ДЛБ» (Долговременная лунная база).
Стоит отметить, что «Звезда» и в настоящее время считается самым серьезным проектом освоения спутника. По некоторым сведениям, база на Луне могла стать идеальной площадкой для размещения ракетных комплексов и отслеживающей аппаратуры, которые могли служить как для гражданских, так и для военных целей.
«Лунный поезд»
Постоянное место для станции должны были выбрать автоматические аппараты с помощью картографирования участка, забора лунного и обследование района строительства. Подготовительные работы возлагали «на плечи» тяжелого беспилотного лунохода, который был спроектирован специально для этих действий и оснащен сканером, который фиксировал препятствия и принимал решение о дальнейшем маршруте.
Небольшая техника на Луне должна была работать от солнечных батарей и аккумуляторов, а транспортные средства, предназначенные для перевозки крупногабаритных грузов и экипажа планировали оснастить мобильными атомными реакторами.
Конструкторы разработали «лунный поезд» схожий с земным санно-тракторным поездом, который колесил в Антарктиде. Однако, «лунный поезд» был оснащен колесами, а не гусеницами. Причина тому – сила тяжести, которая на спутнике в 6 раз меньше, чем на Земле. Каждое колесо, согласно проекта, имело собственный электромотор. Сам поезд состоял из тягача с ядерным движком мощностью 10 кВт, буровой установки и жилого вагончика.
Комфорт - превыше всего
Конструкторы изначально планировали оборудовать лунные жилища в естественных пещерах или нишах. Однако, позже было решено воспользоваться уже пройденным путем и взять за основу методы строительства антарктических станций, естественно, с учетом особенностей условий на Луне.
Конструкция лунных жилищ предполагала сферические и цилиндрические модули длиной 8,6 метров, диаметром - 3,3 метра; массой - 18 тонн. Всего было запланировано 9 модулей с разным предназначением: лаборатория, столовая, мастерская, медпункт и спортзал, хранилище, камбуз, жилые помещения.
Интерьер модулей должен был состоять из надувной мебелью. Каждая жилая ячейка предусматривалась для двух человек. Для комфортного проживания была подобрана специальная цветовая гамма и новые виды освещения.
Космонавт Алексей Леонов, который участвовал в разработке концепции помещений даже предложил соорудить бассейн. На территории ГСКБ «Спецмаш» был воссоздан полноразмерный макет лунной базы и был одобрен космонавтами.
Предполагалось, что работа на станции будет вестись вахтовым методом: команда из 12 человек на протяжении 6 месяцев будет пребывать на базе, после их сменит другая команда из 12 человек. На тот момент были подобраны экипажи для лунных кораблей, а полеты планировались на конец 80-х.
Возможно, данный проект увенчался бы успехом, однако сверхтяжелая ракета-носитель Н-1, с помощью которой должны были доставлять базу на Луну, дала сбой. Последующие попытки также закончились аварией. В связи с этим 24 ноября 1972 года программа была закрыта, а реализация идеи строительства лунной базы была отложена.