Нина Соколова стала первой женщиной водолазом в истории, но это не единственная ее заслуга

Именно эта девушка когда-то предложила руководству осажденного немцами Ленинграда, проложить по дну Ладожского озера трубопровод. Город получал через него топливо на протяжении всей блокады города.

Первая женщина-водолаз

Нина Соколова поступила в Ленинградский институт водного транспорта сразу после школы. После получения диплома Нина попала в бригаду особого назначения. Эта бригада занималась подводными работами и как раз в это время строила порт в городе Сочи. Девушку отправили в Ленинград повышать квалификацию, после того, как она проявила себя, как смелый и ответственный работник. Там она и познакомилась с водолазным делом.

Глубокими познания девушки удивили экзаменационную комиссию. Контр-адмирал Крылов подписал на имя Нины разрешение, по которому она могла спускаться под воду на десятиметровую глубину. Для того, чтобы выдать девушке такое свидетельство потребовалась личная санкция Верховного совета Калинина.

Воинский путь

Нина Васильевна участвовала в строительстве десантных платформ во времена Зимней войны в 1939 году. В Беренцевом море были сложные условия. В тяжелом снаряжении она провалилась под лед и чуть не утонула, во время одной из смен. Соколова была назначена инженером особого отряда, после того, как Гитлер уже напал на Советский союз. Отряд Соколовой занимался восстановлением подводных коммуникаций Ладожского озера, которые немецкая авиация разрушила во время нападения.

Советские войска заняли клочок земли шириной в два километра на противоположном берегу Неву в начале осени 1941 года. Он на всю глубину простреливался немецкими пулеметами. Группа обеспечения Соколовой работала над тем, чтобы проложить проход по дну реки, чтобы буксировать артиллерийские снаряды, танки и снаряжения под водой.

В Балтийском море водолазы Нины проводили спасательные работы. Не смотря на осенние балтийские шторма, водолазам вдобавок приходилось действовать под огнем врага. Ежедневно водолазам приходилось спускаться под воду при суточной норме хлеба в 300 грамм. Из-за близких разрывов немецких бомб многие из них были контужены. За все время войны группа водолазов Соколовой подняла со дна 4 000 мешков зерна, которые направляли в голодающий город.

Топливо через дно озера

Осенью 1941 года водолазов ждали новые задания. Чтобы иметь связь с «землей», водолазы прокладывали в город телефонный кабель. Задачу выполнили 30 октября, после нескольких неудачных попыток. Во время работы, Соколова подумала, что точно так же по дну озера можно проложить и бензопровод. До этого топливо в город поступало баржами и малая пропускная способность стала главной проблемой.

Своей идеей Нина поделилась с начальником восстановительных работ Иваном Зубковым, а уже он направил запрос на разрешение в комитет обороны. На дне Ладожского озера весной в 1942 года была проведена разведка группой спецработников и водолазов. У Осиновецкого маяка начали строительство. Там на берегу рос большой лесной массив. В нем и прятались сотри строителей, трубы, оборудование и транспорт.

Всего за полтора месяца, ценой невероятных усилий трубопровод с топливными резервуарами и насосными станциями был протянут. В некоторых местах трубы прокладывали на глубине 35 метров. Благодаря отличной маскировке, про существование трубопровода немцы так и не узнали.

Таким образом, смелая идея Нины Соколовой помогла обеспечить Ленинград топливом. Именно это и помогло отстоять блокаду города, спасти тысячи горожан. За все время войны по трубопроводу прогнали 45 тонн горючего.

В то же время Нина Соколова принимала участие в прокладке электричества по дну к Волховской ГЭС. Девушка была сильно ранена во время этих работ. Залечив раны, она не оставалась без дела. Нина участвовала в разминировании подводных мин и расчистки завалов. Нина получила звание полковника-инженера, после того, как блокада была снята. За все время службы Нина Соколова провела под водой 650 часов. После окончания войны Соколова начала преподавать и передавала свой опыт водолазом всем желающим.