И это совсем неудивительно, ведь история его возникновения начинается с Первой мировой войны и связана со штурмом русской крепости Осовец. Что же тогда произошло?
Небольшая русская крепость Осовец на востоке современной Польши была для немцев как «кость в горле». Через нее проходили железная дорога и шоссе из Восточной Пруссии на Белосток. Гарнизон прикрывал коридор между реками Висла, Неман и Буг с важными стратегическими направлениями Петербург - Берлин и Петербург - Вена. При этом других путей обойти крепость не было - кругом болота и озера.
На штурм крепости немецкое командование отправило 14 батальонов пехоты при поддержке саперов и артиллерии. Передовую позицию русских отстаивали 5 рот 226-го пехотного Землянского полка и 4 роты ополченцев - общая численность составляла около 900 человек. Первый штурм крепости состоялся в сентябре 1914 года, второй - в марте 1915. Осовец устоял и не сдавался даже под натиском регулярных обстрелов из мощных орудий.
Тогда немцы решили применит отравляющий газ - смесь хлора с бромом. При контакте газа с водой или водяными парами происходил синтез соляной кислоты, которая приводила к ожогам и раздражению. Продолжительное вдыхание газа приводило к накапливанию кислоты в легких: орган буквально растворялся, что вело неминуемой смерти. Чтобы хоть как-то защитить органы дыхания, русские использовали влажные тряпки. Этого, конечно же, было недостаточно и вскоре защитники крепости ощутили действие удушающего газа.
Большие потери и сильные химические ожоги не сломили русских солдат. Они не просто остались на своих позициях, а решили пойти в контратаку. На этот момент в их рядах, по разным данным, оставалось от 60 до 100 человек.
Немцы, которые приближались к крепости все ближе и ближе наблюдали следующую картину: обмотанные окровавленными тряпками, еле державшиеся на ногах солдаты (выглядели как мертвецы) шли на них в контратаку. Это зрелище буквально поразило немцев и они в панике бросились назад, хотя имели существенное численное превосходство. "Мертвецам" оказала поддержку артиллерия крепости. Многие бежавшие погибли на собственных проволочных заграждениях.
Спустя несколько недель немцы смогли продвинуться вперед, но к тому времени гарнизон был эвакуирован, а крепость – разрушена.