В последнее время на Земле становится жить всё страшнее. Чем только не пугают бедных людей… Пандемия, Третья мировая, ядерные удары и природные катаклизмы. Но больше всего ценители фантастики все-таки «любят» ядерный удар по Москве.

Прошлый век стал богат на страшные события, которые дали почву для творчества в литературе и кинематографе. Режиссёры и писатели часто затрагивают страшные темы. Наиболее частая — Третья мировая, ядерная война.

Так как удар в случае ядерной войны, вероятнее всего, будет по мегаполису, то часто эту роль получает в произведениях Москва. Писатели и режиссеры рассказывают, что на поверхности жить становится невозможным, и что россияне прячутся в Московском метро. Но на сколько только сценарий реален, и сможет ли метро спасти человечество? Давайте разбираться!

Подземные дворцы Кагановича

метро в 1935
Московское метро в 1935 году/ Фото: fresher.ru

Сейчас часто говорят о московских пробках, и о том, что к ним привел современный, развитый технологически мир, но на самом деле, так было практически всегда. По крайней мере, точно с тех пор, когда большевики перенесли Правительство в Москву.

Гражданская война, голод и прочие трудности всегда «гнали» жителей России и СССР в Москву. Там люди искали лучшей жизни. Всего за 6 лет (с 1920 по 1926 гг.) население города увеличилось вдвое. При этом каждому человеку нужно было утром добраться на работу, а вечером приехать домой. В трамваях творилось страшное… Да и на дорогах было не лучше.

В результате ситуация дошла до критической, когда в 1931 году движение в Москве было полностью парализовано. В тот момент и было принято решение строить метро. Правда, как делать это, никто не знал. Поэтому, первый котлован удался всем непросто — люди рыли землю лопатами, и вывозили её на лошадях.

Изначально хотели построить наземное метро, и только некоторые, самые трудные участки, опустить под землю, но не на большую глубину.

Благо инженер Маковский предложил свой проект строительства метро. Он нашел способ, как сделать его полностью под землей. Правда, инженеров и шахтеров пришло вызвать с Донбасса.

Инженер-геолог Евгений Пашкин рассказывал, что изучать почву приходилось прямо во время строительства. Поэтому, шахтерам приходилось непросто. Они копали вслепую, часто натыкаясь на различного рода препятствия вроде подземных вод.

Уникальность московского метро — в разном оформлении каждой станции. Ход строительства и оформления проверял лично Лазарь Каганович (первый человек Москвы). Он ездил на объект даже с личной рулеткой — всё измерял и проверял.

Материал для московского метрополитена направляли туда со всех, даже самых дальних, уголков СССР. «Сказка» становилась явью — каждая станция метро была настоящим произведением искусства.

15 мая 1935 года советские граждане впервые увидели московское метро и проехались на нем. Первые «подземные дворцы Кагановича» стали доступны народу. Кстати, первый купленный билет на метро до сих пор находится у владельца, простого мужчины, которому предлагали невероятные суммы за него, но он отказался, утверждая, что для него важна память.

Объект двойного значения на случай войны

московское метро
Метро 1940-ые года/ Фото: timeallnews.ru

Изначально московский метрополитен рассматривали как объект двойного значения. В 1930-ые годы уже практически все понимали, что идет масштабная война, и был лишь один вопрос — успеет ли СССР подготовиться, и когда ждать удара?

Метро изначально рассматривали как защиту от химической атаки (все прекрасно помнили события Первой мировой войны). Правда, вскоре стало известно, что это оружие ушло на некоторое время в прошлое, а вот с первых часов начала Второй мировой войны начались бомбардировки — авиация сильно ушла вперед.

В апреле 1941 года было поручено в сжатые сроки сделать в метро бомбоубежище. На входах установили гермозатворы, которые могли выдержать взрывную волну. Внутри же сделали всё необходимое для жизни — начиная с санузлов и заканчивая комнатами для отдыха.

Женщины с детьми спали в вагонах поездов, ну или на станциях, а вот мужчинам приходилось ночевать в самих тоннелях, подстелив себе одеяло на рельсы.

Вместимость таких «общежитий» была очень большая. На станции Маяковская, к примеру, могло вместиться около 50 000 человек. Всё метро могло вместить в себя около полумиллиона жителей Москвы. Поэтому, там сделали всё — и магазины, и парикмахерские, и даже библиотеку! Ставка Генштаба же находилась на станции Кировской (сейчас «Чистые пруды»).

Не смотря на бомбоубежище, метро работало как обычно — до 18-00 поезда ездили по расписанию, а потом там жили люди.

100-процентной защиты, конечно, люди всё же получить не могли. Так, 23 июля метро очень сильно пострадало. Бомба пробила перекрытие тоннеля и взорвалась прямо на перегоне «Смоленская — Арбатская». У вестибюля Арбатской станции произошла большая давка, ставшая причиной смерти множества людей.

За всю свою историю московское метро не работало всего лишь 1 день. Это произошло в 1941 году, когда враг был уже совсем близко. Его даже хотели взорвать — Каганович отдал приказ 15 октября заминировать метро, и уничтожить в случае, если враг прорвется в Москву.

Но когда метро закрыли, это вызвало невероятную панику среди населения и от плана отказались. На следующий же день оно снова работало в обычном режиме.

Третья мировая

ядерная война
Фото: © pixel-creation.com

Что не говори, но московскому метро всё же многие обязаны своей жизнью. Оно помогло защитить людей и спасти их от многих ударов и налетов врагов.

Но спасет ли оно нас вновь? Что если человечество пойдет по неблагоприятному сценарию, и нам реально грозит Третья мировая, ядерная война?

Пока такой случай был единичный — атомная война знакома лишь городам Хиросима и Нагасаки. Нужно понимать, что сейчас уже оружие ушло намного вперед и у него намного больше поражающих факторов, чем у фугасных бомб.

Помимо взрывной волны, при атомном ударе есть такие вещи как сильнейшее световое излучение, проникающая радиация и электромагнитный импульс.

За более, чем полвека, атомное оружие стало намного сильнее, а это значит, что атакованный город ждет участь похуже Хиросимы.

Ученые предполагают, что некоторые станции Московского метро и правда смогут защитить людей. Так, «Маяковская», расположенная на глубине 33 метра, и защищенная свинцом, не пропускающим радиацию, вполне сможет стать бомбоубежищем.

Однако не стоит забывать об электромагнитном импульсе, который выведет из строя всё электричество, линии радио связи. Таким образом инфраструктура такого города 100% будет уничтожена.

И вот тут загадка — не известно, учитывали ли это проектировщики московского метро. Если да, то шанс выжить у москвичей при ядерном ударе определенно есть. Правда, не известно, каков будет тот мир «после» и стоит ли ради него выживать… Ведь есть предположения, что жить в нем будет просто невозможно…