Что такое "индекс Биг Мака"?
Биг Мак -флагманский бургер сети быстрого питания Mcdonald'S, состоящий из семи ингредиентов, производится почти идентичным образом в более чем 36 000 ресторанах в более чем 100 странах. Этот факт вдохновил команду журналистов на создание руководства экономиста по валютным курсам, называемого индексом Биг Мака.
Понимание индекса Биг Мака
Индекс Биг Мака основан на теории паритета покупательной способности, которая гласит, что валюты должны корректироваться до тех пор, пока цена идентичной корзины товаров -или в данном случае Биг Мак—не будет стоить одинаково везде. То есть любое изменение обменного курса между странами должно отражаться в изменении цены корзины товаров.
Один из ключевых выводов индекса Биг Мака заключается в том, что корзина товаров в одной стране редко может быть точно продублирована в другой стране. Например, американская корзина продуктов и японская корзина продуктов, скорее всего, будут содержать очень разные продукты. А Биг-Мак остается Биг-Маком, учитывая лишь небольшие местные различия в ингредиентах.
Редакторы журнала Economist подчеркивают, что к индексу не следует относиться слишком серьезно. «Бургерномика» никогда не задумывалась как точный индикатор рассогласования валютных курсов, скорее, просто как просто инструмент для того, чтобы сделать теорию обменного курса более удобной и понятной.
Тем не менее, индекс Биг Мака стал мировым стандартом для сравнения цен. Он используется для отслеживания покупательной способности на международном уровне.
Пример индекса Биг Мака
В январе 2019 года экономисты пришли к выводу, что британский фунт был недооценен на 27% по отношению к доллару США, основываясь на индексе Биг Мака. То есть Биг Мак тогда стоил $5,58 в США и 3,19 фунта в Великобритании. Эта разница предполагает подразумеваемый валютный курс 0,57%, но фактический валютный курс в то время составлял 0,78%.
В январе 2020 года индекс Биг Мака выглядел следующим образом:
Недостатки индекса Биг Мака
Между тем, редакторы журнала Economist отмечают, что индекс Биг Мака не является идеальным инструментом. Например, по состоянию на середину 2019 года Mcdonald'S имел торговые точки только в 119 странах из 195. Таким образом, мы не можем использовать эту методологию для анализа паритета покупательской способности между долларом США и боливийским боливиано или исландской кроной, в частности.
Тем не менее, экономисты считают индекс достаточно точным реальным показателем покупательной способности местной экономики, поскольку ценообразование Биг Мака, как и большинства потребительских товаров, должно учитывать местные затраты на сырье, рабочую силу, налоги и помещения для бизнеса.