Приговоренных к расстрелу в Советском Союзе при Сталине, чаще всего казнили уже на следующий день. Так что и речи не шло ни о каких «последних прости». Больше вариантов попрощаться с жизнью у смертников появилось уже при Никите Хрущеве и Леониде Брежневе.
Казнь в старину
Еще в Древней Руси берет свое начало ритуализация процесса привидения смертного приговора в исполнение. Так же как и соблюдение ряда условностей для приговоренных к смертной казни. Еще в древние времена существовало широкое разнообразие способов убийства по приговору – начина от сожжения заживо до повешения. Согласно Уложению от 1649 года, приговоренных к смертной казни заставляли отмаливать свои грехи в специальных покаянных избах, в течение шести недель перед последним днем.
На исповедь имели право и государственные преступники – декабристы и дореволюционные «бомбисты». У них была возможность написать родным и повидаться с близкими. Перед казнью, желающие могли произнести короткую речь.
Расстрелы без сантиментов в первой половине двадцатого века
Если в Царской Руси существовало милосердие к смертникам – последняя исповедь или причащение, то во времена Советского союза, особенно в первой половине двадцатого века, смертников чаще всего расстреливали сразу после приговора. Так что в это время никто не думал о приготовлениях смертника к уходу в иной мир. Хотя бывали исключения. Смертникам иногда продлевали жизнь даже на пару месяцев. В 1930 годы, в самый разгар сталинских времен, осужденный имел право подать ходатайство о помиловании в течение трех суток. Правда, большое их количество не удовлетворялись. К примеру, такие прошения подавали Лев Каменев и Григорий Зиновьев. Президиум ЦИК СССР незамедлительно их рассмотрел и отклонил, а уже через день врагов народа расстреляли.
Из воспоминаний бывшего узника камер смерти Бутырки эсера Бруновского. ОГПУ долгое время пытали приговоренных к смертной казни, чтобы найти компромат на других людей. Происходило это в 1920 году. Такая практика была везде и кончалась одинаково – приведением приговора в исполнение.
Бруновскому удача улыбнулась. Он с 1923 года в течение трех лет сидел в различных московских тюрьмах. Как враг народа он был приговорен к расстрелу, но отказывался «стучать». Его чудом вытащили из заключения представители иностранный дипмиссий, а сразу после этого он с семьей бежал на Запад.
Расстрелы при Брежневе и Хрущеве
У смертников при Брежневе и Хрущеве появилось больше времени и возможности на просьбы о кассации и помиловании. Халид Мазмудович Юнусов в свое время был руководителем азербайджанского учреждения пенитенциарной системы СССР. Он сам приводил смертные приговоры в исполнение и вспоминает, что смертникам не говорили о том, куда их ведут перед расстрелом, но многие сами догадывались и умирали раньше от сердечного приступа.
Со слов Халида Махмудовича, после прибытия в тюрьму, осужденных на казнь отводили к начальнику пенитенциарного учреждения и там им сообщали о праве написать прошение о помиловании. Потом заявление направляли в прокуратуру и по вышестоящим инстанциям. Смертника не расстреливали до тех пор, пока прошение шло вверх и разбиралось в Москве. Интересно, что Юнусов стал одним из немногих, кто решился раскрыть себя в прессе и рассказать о происходящем в те годы.
Молитва в одиночке
Существовал приказ МВД СССР, по которому смертников держали в одиночной камере. Свидания им разрешали только по личному приказу верховного суда и в исключительных случаях. Кто просил, тот мог молиться. Сами же тюремные прокуроры и надзиратели вспоминают, что желающих не было. Большинство заключенных были воспитаны в духе атеистической идеологии. Выполнялись и пустячные просьбы перед смертью. К примеру, просьба о «последней сигарете».
По правилам нельзя было передавать родственникам осужденного его личные вещи, но если речь шла о чем-то душевно важном, к примеру, о фото сына для матери, то тюремщики нарушали правило.
Интересно, что больных смертников в Советском Союзе не расстреливали. Их лечили до полного выздоровления и проводили медосмотры.