Предлагаем узнать, какие задачи стояли перед советскими рекламщиками и что у них получалось в итоге
Советская реклама представляла собой очень герметичную индустрию, которая варилась «в собственном соку». Работать рекламщиками того времени было не просто. У советских маркетологов не было доступа к западным исследованиям, так что приходилось ориентироваться на личное понимание того, какой должна быть реклама. Было очень сложно сделать нечто оригинальное, не похожее на остальное, было очень трудно, учитывая тот факт, что все понимания рекламщиков жестко контролировались государством и советской властью.
Что нужно знать о реклама в СССР
Когда-то в советской рекламе доминировали не особо идеологические тренды. К примеру, футуризм и кубизм. Но это было до того времени, как всеми областями искусства в СССР, в том числе и дизайном рекламных плакатов, завладел соцреализм.
В рекламе того времени, кроме слоганов и лаконичных образов, популярностью пользовался утонченный ар-деко дизайн. Чаще всего на рекламных плакатов того времени можно было увидеть улыбающиеся лица.
Делали это для баланса с реальной жизнью. Главный акцент все же был сделан на положительные эмоции.
Дело в том, что в советские времена развитие фотографии еще не пришло к тому уровню, чтобы делать ее главным орудием рекламы. Либо причина была в особом художественном подходе.
Правда, в СССР еще не придумали фотошоп, так что людей атаковали снимки бытовой жизни с рекламными слоганами. Иногда, размещенная в журнале реклама не имела текста. Лого бренда брало на себя всю рекламную составляющую.
Тем не менее, в СССР ее реалистичность ощущалась сильней. Это было в какой-то степени недостатком, а в какой-то преимуществом.
Рекламные ролики в СССР
В времена «Оттепели», когда страну возглавил Никита Хрущев, сняли первую советскую телевизионную рекламу. Это был музыкальный ролик, который рекламировал кукурузу.
А самой главной характеристикой рекламы в СССР было участие в ней известных актеров, которые рекламировали товары народного потребления. К примеру, известный актер Михаил Боярский в те годы рекламировал магазины по образцам.
В советские годы не было специальных рекламных продакшнов. Съемками рекламы занимались режиссеры, сценаристы и другие деятели киноиндустрии. Так что не удивительно, что советскую рекламу легко перепутать с комедией тех времен. К примеру, рекламный ролик «Байкала».
Советской рекламе легко удавалось рассмешить зрителей, а вот выполнить главную задачу – продать товар или услугу, у нее получалось далеко не всегда. Причина в том, что авторы в маркетинге понимали меньше, чем в видеосъемке. Советский союз славился уровнем образования, так что граждане были очень эрудированы. Это была причина того, что в рекламе часто можно было встретить отсылки к художественным произведениям. К примеру, авторы рекламы «Чайка» провели параллель с картиной «Охотники на привале».
В рекламе не было излишней серьезности и мрачности. Только романтика, юмор и положительные эмоции. Как и в современное время, огромную долю рекламного рынка в СССР занимало продвижение детских товаров. К примеру, реклама конструктора, которым заменяли отсутствие «Лего».
Людей в рекламе было легко увидеть. Населению не нужно было показывать какое-то сверхчудо, чтобы удивить. С этим легко сплавлялся и самый простой плавленый сырок.
Советская реклама не ограничивалась на продвижении товаров. Услуги тоже нужно было продвигать. К примеру, химчистку.
Рекламировал и автомобили, которые для советского человека были вершиной пирамиды. Много автомобилей было в телевизионной рекламе.
Рекламные иллюстрации Владимира Маяковского
Одним из ключевых элементов рекламы считается подающий текст. Его, как правило, пишут копирайтеры, которые знают, как заставить людей купить товар, который им совершенно не нужен, с помощью одной клавиатуры. Но в те годы было сложно найти таких людей. Дело в том, что тогда реклама только зарождалась на Западе, не говоря уже про СССР. В те годы, немногие занимались копирайтингом. Одной из самых выдающихся фигур этой индустрии был Владимир Маяковский. Его рекламные плакаты 20-го века можно назвать классикой.
В те годы плакаты делали вручную, а после – с помощью трафарета. Спустя некоторое время Маяковский отошел от политики и вместе с художником Родченко начал создавать рекламные иллюстрации для Госиздата, ГАМа и прочих предприятий. Рекламные тексты, которые писал Маяковский были запоминающимися, простыми и лаконичными – именно такими, какими они должны быть.
Он говорил на всю страну, что считает эти строки поэзией самой высокой пробы. В его художественных способностях еще можно усомниться, а вот в его маркетинговой эффектности – однозначно нет.
Он прекрасно понимал все значения рекламы. «Принято считать, что нужно рекламировать дрянь, ведь хорошие товары и так купят» - писал Маяковский. Многие уверены, что это не так. Как признанный поэт создает себе имя, так и товар сам себя создает. Так что реклама должна всегда напоминать о прекрасных вещах. С тех пор прошло много времени, и современные маркетологи согласны с Маяковским. Вот только с одним уточнением – напоминать о товаре должна не реклама, а качественная реклама.