Существует информация о том, что Сталин на своем месте видел лишь двух человек.

Пантелеймон Пономаренко / Фото: ©ukraina.ru

Первый – Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко, который с 1938 по 1947 год занимал пост Первого секретаря компартии Белоруссии, а в годы Великой Отечественной войны возглавлял партизанское движение. На всех должностях он показывал блестящие результаты, поэтому был глубоко симпатичен Сталину.

Экспредседатель Верховного Совета СССР А. Лукьянов рассказывал, что за несколько дней до своей смерти Сталин велел подготовить записку с предложением о назначении Председателем Совета Министров СССР Пономаренко П. К. А за 4 месяца до кончины на октябрьском Пленуме ЦК КПСС он официально поднимал этот вопрос. Данный проект был утвержден почти всеми первыми лицами, кроме нескольких человек: Хрущева, Берии, Маленкова и Булганина. Проект Постановления вождя планировалось обсудить 2 марта 1953 года на заседании Президиума ЦК КПСС. Но судьба распорядилась иначе – Сталин заболел и умер, то есть вопрос был исчерпан (у новой власти были свои планы). С приходом к партийной власти Никиты Хрущева документ и вовсе исчез. А Пономаренко был отправлен подальше от Москвы в Казахстан в должности Первого секретаря компартии, а потом был выслан за границу в качестве посла. Вероятно, Хрущев видел в Пономаренко соперника.

Вознесенский, экономист
Николай Вознесенский / Фото: ©wikipedia.org

Второй кандидат - Николай Алексеевич Вознесенский, доктор экономических наук. С 1938 года он являлся председателем плановой комиссии при Совнаркоме СССР. Современники утверждали, что Сталин очень ценил Вознесенского и прислушивался к его мнению. А однажды даже заявил, что хотел бы видеть экономиста своим преемником. Эти слова стали роковыми для Вознесенского. Окружение Сталина (Маленков, Берия и т.д.) стало видеть в экономисте угрозу и спустя некоторое время он попал в репрессивную машину. Его арестовали по «ленинградскому делу» в 1949 году, однако Сталин не поверил в виновность своего протеже. По слухам, Вознесенского не расстреляли, а направили на Урал (так захотел вождь). Но до лагеря арестант не доехал: он простудился в вагоне поезда и вскоре скончался.