Пачелли был выходцем из древней аристократической семьи, прослужил 10 лет на посту государственного секретаря Ватикана, кардинал. Кроме того, он был страстным германофилом.
Его избрание на престол папы не был неожиданным, но конклав прошёл не очень гладко. Спустя несколько дней после избрания, он призвал к себе 4-х немецкоязычных кардиналов для того, чтобы сообщить о намерении продолжать вести дела католической церкви в Германии. В тот же момент он показал черновик письма Адольфу Гитлеру: «Достославному господину Адольфу Гитлеру, фюреру и канцлеру германского Рейха. С самого начала нашего понтификата мы желаем уверить Вас, что продолжим заботиться о духовном благополучии немецкого народа, ведомого Вами…»
Пий XII открыто демонстрировал поддержку фашистского режима и Гитлера. Так, он приказал своему нунцию в Берлине архиепископу Орсениго организовать пышный приём в честь 50-летия Гитлера. Более того, с того момента и на протяжении всех военных лет он ежегодно высылал слова поздравления фюреру. Текст всегда был одинаковый: ‘’Епископы и священнослужители Германии шлют самые сердечные поздравления фюреру и посылают небу самые страстные молитвы за его здравие".
Пачелли не скрывал, что является сторонником сближения с фашистской Германией и то, что является ярым противником коммунизма и СССР. Он выражал симпатию тоталитарным режимам в Германии, Испании и Италии, тем самым одобряя акты их агрессии (в отношении Чехословакии, Албании). Одновременно прикрывался «миротворческой деятельностью» - инициировал «совещания держав без СССР», то есть против последнего. При этом он пустил все влияние католической церкви, чтобы Англия, Франция, США поощряли агрессию Гитлера против СССР. Он же настаивал, чтобы Польша приняла требования фюрера, а когда немцы напали на Польшу, папа отказался осудить этот акт разбоя, мотивировав тем, в Германии проживает 40 млн. католиков.
Агрессия нацистов против Польши стала поводом начала Второй мировой войны 1 сентября 1939 года. А «нейтралитет» папы был на руку Гитлеру. Даже когда Англия и Франция потребовали объявить Германию агрессором, он сослался на то, что Ватикану не следует вмешиваться в международную политику». «Нейтралитет» папы сохранялся и после вторжения нацистов во Францию. Поражение Франции и вторжение немецких войск на территорию СССР в Ватикане встретили радостно. При этом сам папа и его окружение оказались в щекотливой ситуации, ведь в случае победы нацистов, католичество перестанет существовать в силу несовместимости с нацистской идеологией. Победа СССР над нацистами усилила ее авторитет в мире, то есть отношение Пия стало к советам еще более враждебным.
По сути Пий XII занял хитрую позицию, официально заявив в начале войны о «нейтралитете», заявив, что Католическая церковь усматривает в мировой катастрофе наказание обеих воюющих сторон за проводимую ими политику. А фактически он поощрял агрессора и благоприятствовал ему. Даже не смотря на то, что фашисты стремились уничтожить и поработить народы. Антифашистская коалиция же вела справедливую борьбу, заслуженно ожидая и ожидала поддержки со стороны папы. Сам же Пий XII считал борьбу против фашистов как угрозу для их существования. И это было вовсе не заблуждение, а циничный расчёт преследовавшего свои глубинные цели двуличного понтифика.
Причиной второй мировой войны папа называл не агрессию фашистов, а «заблуждения антихристианского движения», забвение религиозных и моральных убеждений. А к правительствам воюющих стран обращался с призывом покончить с войной и начать совместную борьбу против общего врага – атеизма (для него атеизм означал коммунизм).