Открытие Петрова

Me-109
Немецкий Me-109/ Фото: © asisbiz.com

Открытие знаменитого советского химика-органика Александра Дмитриевича Петрова (ученик великого Фаворского) произошло совершенно случайно. В начале октября 1941 года наши солдаты над Ленинградом сбили немецкий Me-109. Фашистский захватчик никак не мог дотянуть до своих, поэтому был вынужден посадить истребитель на окраине города.

Конечно же, это событие заинтересовало окружающих, и люди скопились около истребителя, пока патруль проводил арест немца. В толпе и был тот самый ученый. Петров увидел, как из баков самолета вытекает топливо, и ему стало интересно, какое именно используют фашисты. Он отлил немного себе в пустую бутылку, и отнес в Ленинградский Краснознамённый химико-технологический институт.

В то время все сотрудники уже были эвакуированы, и ученый спокойно провел несколько опытов в лаборатории. Кстати сам он там тоже остался случайно — его попросили присмотреть за ещё не вывезенным имуществом.

В ходе опытов выяснилось, что температура замерзания топлива немцев всего -14°С. Это объясняло то, что немцы никогда не летали на большой высоте. А вот советские истребители могли себе это позволить, поскольку температура замерзания их топлива была -60°С.

С этой информацией Петров отправился к заместителю командующего ВВС Северо-Западного фронта, хотя пробраться к нему на прием было дело непростое. Сначала он хотел вызывать врачей, но потом все-таки заинтересовался.

Он предоставил химику топливо с других немецких истребителей, и тот выяснил, что оно точно также замерзает при -14°С.

Как открытие применили на практике в Ленинграде

125-й бомбардировочный авиаполк
125-й бомбардировочный авиаполк майора Сандалова на построении/ Фото: © valka.cz

Военные в условиях строгой секретности стали ждать подходящей погоды. К счастью, Ленинград находится в северных регионах, поэтому, долго ждать не пришлось. Уже 30 октября на столе в штабе ВВС появились дешифрованные воздушные фотоснимки аэродромов в Гатчине и Сиверской.

Только в Сиверской были обнаружены сорок Ю-88, 31 истребитель и четыре транспортных самолета. 6 ноября 125-й бомбардировочный авиаполк майора Сандалова подняли в воздух. С высоты 2550 метров Пе-2 обрушились на немцев. Ответить они не смогли, поскольку даже взлететь было нереально при температуре ниже -20°С.

Первым был бомбардировщик с капитаном В.Н.Михайловым у штурвала. Они нанесли удар по самолетной стоянке противника. Вскоре на задание вышла шестерка штурмовиков 174 шап, ведомая старшим лейтенантом Смышляевым. Девять И-153 в это время подавляли зенитную артиллерию, а затем обстреляли стоянки вражеских самолетов. Через 2,5 часа семь бомбардировщиков 125 бап нанесли второй удар по аэродрому. Всего в налёте участвовало 14 бомбардировщиков, 6 штурмовиков и 33 истребителя.

И-153
И-153/ Фото: © ndn.info

Наши военные поняли благодаря этому налету, что они могут противостоять противнику, и начали устраивать налеты на другие аэродромы. В результате 1-ый воздушный флот немцев практически потерял боеспособность на некоторое время.

Возобновилась бомбежка с их стороны только к апрелю 42-го. Тогда немцы привезли своим новое топливо, которое, конечно, не выдерживало -60°С, но при ленинградских морозах вполне справлялось со своей задачей.

Петрова эвакуировали в Москву, и после войны он возглавил лабораторию института органической химии АН СССР.

Недостоверность сведений

Ленинград осенью 1941 года
Ленинград осенью 1941 года, когда как раз когда Петров сделал свое открытие/ Фото: old2.lawacademy.spb.ru

Многие слушатели этой истории уверяют, что она не правдива. Некоторые руководствуются своей логикой, другие же ссылаются на рассказы своих ещё живых родственников, свидетелей происходящего тогда ужаса.

Так, мужчина по имени Семен уверен, что одна ошибка в этой истории точно есть. Он отметил, что

«Северо-Западный Фронт и его командующий ВВС никакого отношения к Ленинграду не имели! Этот Фронт был гораздо юго-западнее Ленинграда! А у нас- Ленинградский Фронт!».

Также он рассказал, что о войне ему много рассказывают бабушка и дядя, который жив и находится в трезвом уме. Так вот, по их словам, налеты на Ленинград не прекращались никогда. И в это время, о котором говорится в истории (1941-1942 гг.), тоже.