Масштабы деятельности Третьего Рейха поистине пугающие. Область их интересов простиралась даже за полярный круг. Что же заинтересовало нацистов в этих местах?
Мы стали современниками поистине сногсшибательных открытий. В 2016 года архангельский национальный парк «Русский Север» получил для своего музея оставшиеся от секретной немецкой метеостанции «Кладоискатель» части. Проработавшая с 1943 по 1944 годы станция была частью «арктического проекта» Третьего Рейха.
«Граф Цеппелин» в полете
Известно, что нацисты постоянно проводили научные изыскания с целью доказать «избранность» арийской расы и превосходство её носителей перед остальным человечеством. В основном для этой цели собирались археологические партии, призванные отыскать в разных уголках Земли ценные артефакты. Существуют мнения, что Гитлер хотел найти в Арктике путь к центру планеты, чтобы облегчить себе её полное порабощение. Говорят так же, что фанатик рассчитывал заполучить Святой Грааль, находящийся именно на крайнем Севере.
Несмотря на множество разных теорий и домыслов, арктический цели нацистов носили весьма прагматичный характер. Из интересовал больше всего Северный морской путь, который мог бы обеспечить перемещение торговых и военных судов Третьего рейха.
В 1931 года отношения Германии и СССР еще не испортись и немецкие ученые совместно со знаменитым конструктором дирижаблей Гуго Эккенером вошли в состав международной арктической экспедиции. На дирижабле «Граф Цеппелин» советские и немецкие ученые проследовали из Ленинграда над Баренцевым морем до архипелага Земля Франца – Иосифа, а потом к Северной Земле через Таймыр, Новую Землю и с успехом возвратились в Берлин. Советское руководство возражение к организации экспедиции не имело, ведь Арктика тогда была неизведанным белым полем.
Строительство тайных баз
В 1939 году командующий подводным флотом немецкого Генерального штаба адмирал Дённиц разработал планы военных действий для проведения операций в зоне арктических льдов. Он также инициировал строительство специальных подводных лодок для погружения в ледяные воды. Это создало потребность в возведении полярных военных баз. Строились сооружения прямо во льдах в условиях вечной мерзлоты. Строительству помогало отсутствие охраны государственных границ арктических территорий.
В 1941 – 1942 годах советские летчики неоднократно замечали на безлюдных арктических просторах наличие вражеской активности. Летчики заметили присутствие немецкого военного самолета Dо-215, перехватывали сигналы раций, замечали неизвестные строения, покрытые металлической пленкой. Но шла война и для изучения происходящего за полярным кругом не было времени и человеческих ресурсов.
Следы после войны
В послевоенные годы советские арктические экспедиции все чаще стали находить остатки нацистских строений и других признаков деятельности Германии в полярных широтах. Так экспедиция ледокола «Семен Дежнев» в 1951 года обнаружила жилые и хозяйственные постройки, радиомачты, склады, полные одежды и продуктов питания, принадлежавшие некогда в немецкой военной базе № 24 «Кригсмарине». Неподалеку обнаружили еще одну тайную базу с метеостанцией «Schatzgraber», функционировавшей с 1943 по 1944 годы.
Потайные гроты
В конце 50 – х годов на полуострове Полярных Летчиков строили аэропорт, когда случайно обнаружили тайный грот, с лестницами, коммуникациями и входом в пещеру. Попасть туда не смогли из – за приливов.
Однако, советским исследователям все же удалось побывать внутри секретного грота. В сентябре 1944 года в пещеру вошел командир тральщика «Т-116», капитан-лейтенант В.А. Бабанов. Скорее всего, он получил задание разыскать остатки немецких секретных баз. По его словам, переданных из уст в уста знакомыми моряка, внутри пещеры имелись два пирса и даже рабочие электрокоммуникации. Официального документа о находке Бабанова не сохранилось, либо они были засекречены и спущены в архив.