Предлагаем узнать, как медики определяют смерть по «маске Гиппократа»

Термин «маска Гиппократа» очень хорошо известен среди медиков. Речь идет про лицо человека, которое говорит о скорой смерти по многим причинам. Маску назвали в честь Гиппократа по той причине, что именно он обратил на это внимание.

Личная смерть

Древнегреческий философ жил еще в период с 460-370 годов до нашей эры. Гиппократу не разрешалось вскрывать труппы, даже не смотря на его глубокие познания в те времена.Это каралось и считалось святотатством. В те далекие времена знания анатомии были очень скромными, но и их хватало Гиппократу, чтобы понять главное. Болезнь – это не воля Бога, а определенные изменения в организме. Известный врачеватель все внимание сосредоточил на том, чтобы выявлять и устранять причины заболевания. В это время больному создавали самые благоприятные условия, которые помогали лечиться.

Без возможности вскрывать труппы, было очень тяжело определить болезни. Чаще всего пациенты умирали от болезней брюшины. Это болезни, которые затрагивали желудочно-кишечный тракт. Современные медики к таким болезням относят: язву, перитонит, аппендицит, непроходимость кишечника и другие патологии. У всех этих болезней есть определенные совместные симптомы: у пациентов были впалые глаза и щеки, вдавленные виски, заостренный нос, а мочки ушей были оттопыренные, при том, что сами уши – холодные. И это помимо болей в области живота. Взгляд становился тусклым: зрачки кажутся поддернутыми пеленой, цвет лица становился серо-свинцовым или землистым, уголки губ опущенными, а сами губы белеют. Лоб остается сухим, но при этом выступают капли пота.

Это в наше время еще до УЗИ опытный врач по таким симптомам может установить диагноз. А в те времена брюшные болезни были тайной, покрытой мраком. Если во время не обратится к врачу, то и в наше время такие заболевания могут привести к летальному исходу. А во времена Гиппократа, это был смертный приговор. Именно древнему врачевателю удалось установить, что наличие всех этих симптомов на лице говорит о скорой кончине человека. Тут и появилась латинская фраза «facies Hippocratic». Первое слово переводится, как «маска» или «лицо».

Все болезни на лице

В 1884 году появилась книга «Особенности терапии и диагностики, а так же советы по лечению», которую написал американский доктор Рауе. Доктор был профессором диагностики и патологии в Пенсильвании в Гомеопатическом колледже. Благодаря большой практике, американский медик смог разработать свою личную методику диагностики по лицу человека. Сам он говорил, что безошибочно можно определить диагноз пациента, если ближе интересоваться лицом человека: его чертами, температурой, выражением, цветом.

Медик был уверен, что таким образом можно определить не только силу припадка, но и его природу. Но осунувшееся лицо  с запавшими чертами имеет сразу несколько причин, так что медикам нужно различать мельчайшие оттенки. Это может быть проблемы с пищеварением, потеря сна или непомерные нагрузки. Именно оттенки и помогают установить определенное заболевание. По его мнению, по лицу врач может сказать и о состоянии пациента. К примеру, о том, что болезнь имеет необратимый процесс и уже близка к летальному исходу.

Этот вопрос заинтересовал современных ученых из Чикагского университета. Они провели ряд экспериментов и исследований. В результате оказалось, что примерно за год до смерти у пожилых людей происходят не только психологические, но и внешние перемены.  Глаза перестают излучать энергию. А вот доктор Мортон Либерман из Прайтзкерской медицинской школы уверен, что если долго тренироваться определять свое состояние здоровья, то человек сможет вычислить период своего ухода ,за несколько лет или несколько месяцев. Права, такая методика будет уместной только в том случае, если методика поможет вовремя определить болезнь, которая ведет к смерти и вовремя начать лечение. А вот если смерь неизбежна, то и смысла нет определять ее конкретную дату.

Симметрия – знак ухода

Заведующий кафедрой социальной медицины Российского государственного социального университета  и доктора медицинских и философских наук Евгения Черносвистова есть своя «маска Гиппократа». Он много лет работал судмедэкспертом. Сейчас у него появилось необычное хобби – он собирает посмертные маски известных людей. Он на протяжении многих лет вскрывал труппы, анализировал лица умерших и запечатленных на масках. Это позволило Черносвистову предполагать, что к моменту смерти лицо человека становится полностью симметричным.

При жизни наше лицо ассиметрично. Доктор считает, что за годы жизни ассиметрия постепенно сглаживается и тем больше, чем ближе дата смерти человека. Как-то Черносвистов  проводил  лекцию на Алтае. Во время этого слушатели прикладывали зеркало к своим снимкам разных лет. После окончания мероприятия, к доктору подошел молодой охранник и сказал, что у него полная симметрия лица. Лектор не стал ничего говорить, но это было на самом деле так. А спустя день, после отъезда доктора из колонии, он узнал, что заключенный ранил охранника ножом. Черносвистов рассказывал, что ни разу не встречал труппы с ассиметричным лицом.

Заведующий лабораторией систем восприятия информации Института проблем управления РАН, академик  и доктор психологических и технических наук Автандил Ануашвили как-то поспорил с коллегой. На протяжении 12 лет в его лаборатории изучили больше 2 миллионов лиц. Академик говорит о том, что не была никаких подобных закономерностей. Он уверяет, что лицо человека становится симметричным или ассиметричным, во время приобретения того, или иного заболевания. К примеру, даже лицо самого глубокого старика, станет ассиметричным если у него будет воспаление троичного нерва.

А вот доктор биологических наук Александр Дубров в некотором согласен с Черносвистовым. Он уверен, что старение связано с биоритмами. Какова продолжительность жизни клеток и с какой скоростью протекают обменные процессы, зависит от различных процессов, которые происходят в правом и левом полушариях головного мозга. Александр Дубров уверен, что это и есть загадка ассиметрии. Если организм исчерпал все жизненные силы, то ассиметрия исчезает. В конечном итоге наступает деградация с закономерным концом.