Представить современный мир без машин просто невозможно. Они так прочно вошли в наш обиход, что мы не мыслим себя без "железных коней". Странно, но император Николай II, будучи просвещенным монархом, не сразу распознал в самоходной машине столь нужно и ценное изобретение.

Император Николай II впервые познакомился с самоходной машиной в 1895 году, когда ему продемонстрировали паровой трицикл «Millet» французского производства. Тогда молодой правитель не оценил чудесный механизм и даже не подумал о приобретении автомобиля. Осознание всей пользы и практичности изобретения пришло к нему гораздо позже.

Помог императору проникнуться машинами князь Владимир Николаевич Орлов, который в 1903 году частенько приезжал в Царское Село на своем автомобиле. Он вывозил императора на автомобильные прогулки. Тогда Николай II, решив, что нельзя больше «злоупотреблять добротой князя Орлова», подумал о покупке собственного автомобиля.

Шикарный императорский гараж
Автопарк царской семьи рос очень быстро

Благодаря поддержке Орлова, выступившего в качестве эксперта, царский гараж начал существовать  с 1905 года. Первыми в него попали два автомобиля марки «Delaunay-Belleville». По меркам того времени покупка обошлась двору не дешево – в 18 400 рублей. Орлов возглавил гараж и стал стремительно его расширять. В 1906 году в собственности царской семьи уже было шесть транспортных средств.

В 1908 году штат гаража императорской семьи включал в себя 26 сотрудников, а на начало Первой мировой войны – уже 80. Император не скупился на пополнение и обслуживание своего автопарка. За три года эта статья расходов выросла с почти 70 000 рублей до без малого 100 000 рублей.  


Самый роскошный «железный конь» был куплен в 1909 году за 23 000 рублей. Автомобиль «Delaunay-Belleville – 70 S.M.T.» весил 4 тонны, а мощность в 70 лошадиных сил позволяла ему разогнаться до 100 км/ч.
В связи с катастрофическим недостатком водителей, в то время жалование сотрудника императорского гаража составляло от 90 до 100 рублей. При том, что подпоручик царской армии довольствовался 70 рублями.

Личный транспорт цесаревича Алексея II
Цесаревич Алексей за рулем

Не обижал вниманием император и своего наследника цесаревича Алексея II. Ему был куплен маленький автомобильчик «Пежо - беби», весивший всего 350 кг. Несмотря на небольшие размеры транспортное средство развивало скорость 60 км/ч. Именно поэтому больной гемофилией Алексей не так часто сидел за рулем, ведь полученная даже мелкая травма могла стать смертельной.


Император любил открытые машины, подчеркивая тем самым близость государя и народа. Царская охрана немало понервничала из - за такого пристрастия. В такое неспокойное время могли произойти любые провокации.


После революции содержимое императорского гаража национализировали. Большевикам досталось поистине царское наследство – 56 «железных коней», общей стоимостью 1000 000 рублей.