Проведя контрольные мероприятия, власти выявили хорошо отлаженные схемы, направленные на кражу золота для изготовления зубных протезов стоматологическими поликлиниками.

Внимание экспертов привлек тот факт, что количество пациентов, протезируемых с применением золота, уменьшается, а количество нуждающихся наоборот возрастает. Причиной тому стало увеличение расхода драгметалла на изготовление металлоемких протезов массой от 15 до 80 граммов. Нарушения были установлены в поликлиниках Баку, Львова, Одессы, Броды, Минска, Еревана, Орджоникидзе, Ленинграда, Киева, Уфы, Ташкента, Куйбышева, Харькова, Красноярска, Кишинева, Новосибирска и др.


Как оказалось, руководители некоторых поликлиник пользовались своим служебным положением и определяли перечень лиц, подлежащих протезированию золотом по своему усмотрению. И существенное количество «пациентов» составляли сами работники учреждения.

По выявленным данным, на зубные протезы затрачено до 50-70% от общего количества израсходованного золота, при этом доля металлоемких протезов составила приблизительно 30% к числу изготовленных протезов. Например, в областной стоматологии г. Мары Туркменской ССР на одного пациента расходовалось от 30 до 80 г золота. Так, в поликлинике №5 г. Одессы дважды протезировался зубной техник Галич Б.Д. На изготовление протезов которому ушло 46,6 г. золота. Однако, при обследовании ротовой полости указанного лица протезы обнаружены не были. Другой случай был зафиксирован в поликлинике N 1 г. Орджоникидзе в 1976 г. Сотруднику поликлиники Быдтаеву А.А. были дважды изготовлены протезы: в апреле и в декабре – общим весом почти в 60 г. Этому же сотруднику в 1981 году был изготовлен новый протез весом в 48,5 грамм.

зубные протезы из золота

Случаи были выявлены в Красноярске (краевая больница №2) - документы на протезирование были оформлены на 2-х сотрудников этого учреждения, но фактически протезы были установлены другим лицам. Расход золота составил около 60 г. В целом в поликлиниках г.г. Одессы и Красноярска из общего числа пациентов, нуждающихся в протезах, медицинские работники составляли от 18 до 30%, а на их изготовление расходовалось драгметаллов в основном массой до 60 г.

Многие медучреждения намеренно завышали средние нормы расхода золота на единицу зубного протеза почти на 50% и допускали значительный перерасход. Это было выявлено в ходе сопоставления официальных документов с историями болезней пациентов. Излишне списанный металл направлялся на изготовление зубных протезов нелегальным путем по частным расценкам.

Также было установлено, что многие поликлиники не упорядочивали очередность на протезирование золотом. Вне очереди и по льготной очереди протезировалось до 60% пациентов, тогда как другие ожидали своей очереди достаточно долго (до 7 лет), в т.ч. и лицам, которых при проверке выявить не удалось. В некоторых случаях вопрос протезирования золотом решался главным врачом без заключения медкомиссии и отсутствии истории болезни.

Среди нарушений и то, что лимиты выдачи золота в работу зубным техникам не были установлены и количество единовременно выдаваемого золота техникам превышало месячную потребность на 170-220 г. При проверках поликлиник в разных регионах СССР у зубных техников и других работников, не имеющих отношения к протезированию, были обнаружены неучтенные излишки золота в самых различных видах от опилок до ювелирных изделий.

В одной из поликлиник г.Старый Оскол за период с 1 декабря 1976 г. по 1 апреля 1981г. была выявлена недостача 750 г золота в чистоте. Бухгалтерия ошибочно (а может и намеренно) дважды списывала потери золота в недопустимом размере, превысив норматив в 2 раза. То есть излишки золота попросту были скрыты. Благодаря чему, техники незаконно изготовляли зубные протезы из старых коронок, ювелирных изделий, монет царской чеканки,полуфабрикатов, купленных нелегальным путем.

Кроме того, в поликлиниках отсутствовал строгий контроль за полнотой предъявления зубными техниками золотых опилок и своевременностью сдачи их в государственный фонд. Например, одна из поликлиник Ленинграда не возвращала ежегодно 500 грамм опилок. А учреждением из Старого Оскола на протяжении 5 лет опилки не сдавались ни разу.

Таким образом, власти установили, что отсутствие жесткого контроля (намеренное или халатность?) за использованием драгоценного метала в зубном протезировании, фальсификация документов, превышение служебных полномочий специалистов привело к ущербу на сумму 2-х миллионов рублей ежегодно.