Создание Государственного общежития пролетариата – одной из первых советских коммун относится к одному из малоизвестных проектов послереволюционной эпохи. Находился он в Петрограде. Распространенное слово «гопник» и получилось от аббревиатуры ГОП. В современном значении – это представитель маргинальной городской молодежи, который близок к криминалу.
ГОП-коммуна
В районе Московского вокзала в нескольких зданиях гостиницы «Октябрьская» располагался советский ГОП №1. Появился он не просто так. Еще до революции на его месте базировалось Городское общество призрений, которое брало под опеку подростков-беспризорников.
Государственное общежитие пролетариата предназначалось для рабочих и крестьян, которые приезжали в Петроград на заработки из провинции, а так же для безработных горожан люмпен-пролетариев. По некоторым источникам, заведение имело название Городское общежитие. Не забывали там и про беспризорников и малолетних бродягах. По некоторым данным их привозили в ГОП. Вот только перевоспитание беспризорников новые власти возложили на господствующую идеологию. Если верить информации Леонида Лужкова, жители ГОПа были освобождены от домашних работ. Они питались в столовой, а грязную одежду сдавали в прачечную.
Ленин о домашних делах
Еще в самом начале 20-х годов Ленин предполагал, что настоящий коммунизм придет тогда, когда мелкое домашнее хозяйство станет «крупным социалистическим хозяйством. Вождь мирового пролетариата считал, что «домашнее хозяйство является самым диким и тяжким трудом, к тому же непроизводственным». Ленин с такими словами выступал перед советскими женщинами.
К примеру, на культурный досуг или на полезный труд. Но действительность городской коммуны оказалась очень далека от таких радужных представлений.
Нравы «ГОП-ников»
Интересно, что Лиговский проспект, на котором находилось здание ГОП, после Гражданской войны было районом высокой концентрации уличных банд. К примеру, именно тут можно было всегда достать популярный наркотик кокаин. В результате, «гопниками» горожане стали называть не только жителей общежития, но и всех остальных уличных бродяг, босяков, грабителей и хулиганов.
Петроградская пословица того времени гласила: «Количество гопников определяется в лигах». Если человеку говорили про непристойное поведение, то у него интересовались, не на Лиговке ли он живет. Приезжие «лимитчики», которые населяли рабочую коммуну, могли не только постоять за себя в драках с уличной шпаной, но и сами ничем от них не отличались.
В середине 1920-годов в этом общежитии прописали больше четырехсот человек. В среднем их возраст не превышал 24 лет. Как правило, уже к двум часам дня в этом здании не оставалось ни одного трезвого человека. Гопники грабили всех, кто рискнул подойти к их жилищу ближе, чем на километр.
Изнасилование и закрытие ГОПа
Писатель из Петербурга Илья Стогов описал суровые реалии того времени. По его данным в 1926 году общежитие пролетариата было закрыто. Причиной стало то, что там совершили групповое изнасилование Любови Беляковой. Она имела неосторожность прогуляться по Лиговке. В результате 20-летнюю девушку из деревни парни силой затащили в сад и 40 человек над ней надругались. Это удовольствие стоило «15 копеек» для всех желающих. Пострадавшая осталась жива, но за ночь ее заразили целым букетом венерических заболеваний. Судя по всему, многие участники того события очень буквально понимали коммунистическое понятие «свободной любви» и не понимали, почему семерых из них суд приговорил к расстрелу.
После того, как ГОП закрыли «Октябрьская» снова выполняла роль гостиницы. А слово «гопник» продолжает жить, как обозначение неотъемлемой части советского и постсоветского социума.