Профессор Стэнфордской высшей школы и автор книги «Безграничный разум» Джо Боалер оспаривает устоявшиеся убеждения и мифы в отношении обучения детей. В своей работе она рассказывает о важности борьбы и ошибок в процессе освоения знаний, подсказывает, как лучше способствовать обучению своего ребенка.

Исследования Боалер, в основном, сосредоточены на математическом образовании. В процессе написания новой книги профессор вышла за рамки столь любимой ею математики и решила, что пора рассеять некоторые мифы про обучение.

Миф 1. У меня недостаточно умственных способностей, чтобы заявить о себе в профессии, о которой мечтаю.

Если вы придумали себе, что у вас недостаточно умственных способностей для получения определенных навыков, вы не только обманываете себя, но и подрываете свою способность учиться, считает профессор. Так много людей убеждены, что они нисколько не «математики», «не способны изучать языки», не «художники».

Ежегодно ученики приходят в школу в полном восторге и предвкушении того, что они собираются изучать. Однако, когда они видят, что кто-то лучше и быстрее учится, они начинают сомневаться в себе. Тогда многие выбирают не тот путь, о котором мечтали, потому что считают, что недостаточно хороши. И каждый день взрослые люди идут на работу, боясь, что там их упрекнут в недостатке знаний.

Миф 2. Люди часто испытывают трудности, когда изучают новый предмет, который не совсем понятен. Это мешает восприятию материала, разочаровывает.

По утверждению профессора Боалер, возникающие трудности, наоборот, развивают мозг. Если вы не боретесь, то не учитесь. Ошибки открывают новые возможности для нашего мышления. Ведь так мозг можно подталкивать к выполнению сложных задач.

Миф 3. Детей нужно непрерывно хвалить.

Боалер подчеркивает, что восхваление детей на самом деле может быть вредным. Говоря детям, что они умные, мы им это внушаем. Сначала ребята думают: «О, хорошо. Я умный". Но позже, когда они ошибаются в чем-то, они думают: «Хм, я не такой уж и умный» и самооценка резко падает. Очень важно отказаться от созданных ярлыков, от убеждения, что наши способности фиксированы и не подлежат изменению.

Вместо «ты такой умный», можно сказать: «мне нравится твое творческое решение. Мне нравится, как ты это решил». Человеку не нужно фиксированное мышление и четкое деление на «умный» и «неумный». Потому что нет такого предела, когда один человек становится «гениальным» или «одаренным», а другой - нет.

Миф 4. Невозможно помочь детям стать более восприимчивыми к обучению, это либо дано, либо нет.

Профессор считает, что интеллект можно развивать. В этом как раз и могут помочь родители и учителя. Когда дети говорят, что они не могут что-то сделать, вы перефразируйте и ответьте: «вы имеете в виду, что еще не научились». Это кажется простым приемом, но он имеет довольно мощное воздействие.

Существует ряд исследований, доказывающих, что изменить мышление можно. Одно из них – научный эксперимент Джеффа Коэна, где учащиеся старших классов были разделены на две группы. Все написали эссе и получили диагностические отзывы от своих учителей. Но половина работ учеников была дополнена предложениями от педагога. Спустя год, дети, получившие этот комментарий, достигли значительных успехов в учебе.

Что это за предложение было в конце отзыва? Педагог им писал: «я даю вам этот отзыв, потому что я верю в вас». Данный пример показывает, как важно учителям верить в учеников, а для учеников знать, что их учителя верят в них.

Миф 5. Успех заключается в отказе от слабостей и работе с сильными сторонами.

Боалер не соглашается с таким утверждением. По ее мнению, стоит отойти от теории сильных и слабых сторон. Лучше задаться вопросом: «Действительно ли я силен в чем-то одном, или, может, не развил свой «слабый» навык, так как подумал, что не смогу?».