В СССР служба в милиции регулировалась законом «О советской милиции». И в соответствии со статьей 6, кандидат в милиционеры должен был быть безупречен во всех отношениях: начиная от состояния здоровья до проблем с законом. Отказ мог последовать при любом малейшем дефекте на лице, не говоря уже о более серьезных недугах. Для человека с погашенной судимостью работа в милиции тоже была вето. Категорически запрещался прием сотрудника с татуировкой – такой претендент не проходил по моральным качествам.
Картина классического советского милиционера должна была быть такой: мужчина, отслуживший в армии, предварительно получивший образование в ПТУ, начавший карьеру сразу после демобилизации с самых низов (патрульно-постовой службы милиции).
Как ни странно, в советском КГБ не существовало как таковых «особых примет», по которым человека «могли бы не взять» в спецслужбу. Ко всем претендентам и без этого довольно долго и пристально присматривались. Президент России Владимир Путин тоже когда-то служил в КГБ. Причем он поступил туда «с улицы», не имея никаких связей и будучи человеком из обычной рабочей семьи. По его собственному признанию, в приемной учреждения посоветовали молодому специалисту сначала получить высшее юридическое образование.
Со времен Юрия Андропова, в КГБ старались не брать бывших сотрудников МВД. Такая «особая примета» появилась в 1980 году, когда было совершено убийство майора госбезопасности на станции метро «Ждановская»в Москве. Совершили его, как можно догадаться, сотрудники милиции. С тех самых пор и на протяжении долгого времени КГБ не принимало в свои ряды сотрудников МВД.
На службу и в милицию и в комитет, конечно же, требовались и принимались и представительницы прекрасного пола. Требования к их кандидатурам у этих органов тоже были разные. В МВД женщины чаще всего занимали посты в отделе кадров или штабных подразделениях. При поступлении на службу критерии их отбора были примерно такими же, как и у мужчин. В КГБ женщины иногда играли весьма важные роли. Благодаря своей красоте, харизме, креативному мышлению, способности обаять и расположить к себе, они работали не менее эффективно, чем мужчины. Стоит только вспомнить Ольгу Чехову и Ирину Алимову, чье обаяние и неординарные способности помогли сделать многое для советской контрразведки.