Псалмокатара, как разновидность Суда Божьего, применялась в отношении преступников, скрывающихся от правосудия. Это мог быть еретик или человек, совершивший уголовное преступление. Процедура проклятия находит свое упоминание в греческом номоканоне 1528 года и рукописному сборнику 1542 года. На русском языке описан в 1912 году А. И. Алмазовым – канонистом и церковным историком. Псалмокатара отлучал провинившегося от церкви, предавал его в руки «диавола», проклинал и призывал на его голову неудачи и страдания.

В такое проклятие верили, считалось, что человек, подвергнутый этому обряду через некоторое время «чернеет», «вспухает», «расседается» и подпадает под Божий гнев. А тело проклятого после смерти сохраняет безобразный вид и не тлеет. Если человек искренне раскается, то проклятие можно обратить, проведя другой обряд с произнесением других молитв и формул. Сам обряд совершался в храме при участии семи священников. Такое количество священнослужителей можно объяснить присутствие аналогичного числа священников в православной церкви при совершении обряда помазания тела (таинство елеосвящения). Но в православии это таинство воспринимается, как врачевание, а псалмокатара же рассматривает эту процедуру, как поражение болезнями и невзгодами.

Возможно, что необходимость присутствия 7 священников связано с числом основных Даров Святого Духа. Их тоже семь: дух Господень, дух разума, дух премудрости, дух совета, дух ведения, дух крепости, дух благочестия. Таким образом, каждый присутствующий в обряде священнослужитель лишает один из даров Святого Духа.

Процедура обряда такова. Псалмокатаре предшествует литургия. После, сановники в одежде, надетой на изнанку и в обуви, обутой наоборот (вместо левой пары – правая, вместо правой – левая) выходят на середину храма. Во время Великого Входа зажигаются предварительно приготовленные черные свечи, в сосуд с известью вливается уксус, а затем читаются отрывки из Псалтыри о предательстве и "падении" Иуды. В завершение свечи погашаются в сосуде с уксусом, сам сосуд разбивается так, чтобы никто не понял, какие действия выполняются. Если целью обряда был вызов смерти проклинаемого, то его имя упоминали в числе мертвых, а если навлечение болезни, то в числе живых.